Первая схватка
Первую половину истории советского государства можно разделить на два периода -- до смерти Владимира Ленина и после. С смертью Ленина в течение нескольких следующих лет медленно, но верно менялся и курс советского государства.
Следующее руководство СССР стало медленно корректировать курс В. Ленина, даже идя в расхождение с его видением построения социализма. Сам Ленин одним своим авторитетом подавлял анти-нэповские тенденции, не давая противникам своей политики свернуть свои начинания. Но болезнь Ленина и ее последствие давали новые надежды противникам НЭП.

Многие большевики обоснованно полагали, что НЭП ведет Россию не к социализму, а прямиком к полной реставрации капитализма
НЭП становился центром разногласия между большевиками, теми кто хотел продолжить начиная Ленина и теми кто хотел их свернуть
Для противников НЭПа важно было не просто свернуть НЭП, а избежать прямого теоретического и практического столкновения с Лениным, который оставил своеобразное "политическое завещание". Но об этом потом, когда пройдет сравнивание экономических программ.
Политическое противостояние
Еще в 1923 году стало ясно, что В.И. Ленин может не вернутся в исполнению обязанностей председателя Совнаркома и лидера партии большевиков. В марте 1923 г. власть официально дала оповещение о болезни Ленина.
В сводках ГПУ говорилось по поводу главной реакции:
"Наибольшее распространение имел слух о том, что т. Ленин уже умер, и что правительственное сообщение рассчитано только на подготовку общественного мнения; также распространен был слух о том, что состояние здоровья т. Ленина более тяжело, нежели об этом говорит сообщение, о том, что болезнь его неизлечима и что к работе он во всяком случае не вернется."
Но Ленин тогда еще не умер, ждать однако оставалось недолго. В партии задумывались о том, кто станет у руля. Учитывая что тогда в РКП (б) было сугубо коллективное руководство, никто н мог принимать на себя право иметь то самое "последнее слово". Но среди партийных руководителей шла борьба за "первого среди равных", того чей голос будет наиважнейшим.
На идеологическое лидерство претендовало всего несколько деятелей -- Зиновьев с Каменевым, Бухарин и Троцкий. Против последнего ополчились ряд крупных чиновников. в числе которых был И. Сталин. Возникла знаменитая "тройка" -- Зиновьев — Каменев — Сталин, которая могла сколотить большинство в ЦК и Политбюро. Троцкий оказался в меньшинстве.
Впрочем его будущий главный противник Иосиф Сталин и вовсе не считался претендентом на лидерство. Вот отрывок из одной сводки ГПУ.
Из доклада информотдела ГПУ "О впечатлении, произведенном на население РСФСР правительственным сообщением о болезни т. Ленина" от 24 марта 1923 г.:
"....... распространенное сожаление об уходе из правительства "единственного крупного русского работника", с другой – вызвали массовые толки и прогнозы по вопросу о возможном преемнике т. Ленина.
Чаще всего были высказываемы мнения о том, что достойного преемника нет. Из числа же возможных кандидатур наиболее часто выставлялась кандидатура т. Троцкого, хотя надо сознаться, без особенного сочувствия (что надо отнести за счет еще неизжитого антисемитизма масс).
Из числа прочих имен необходимо отметить упоминавшиеся по нескольку раз имена тт. Каменева, Бухарина, Зиновьева и, наконец, т. Дзержинского".

В качестве премника Ленина чаще всего называли Льва Троцкого

В качестве премника Ленина называли Льва Каменева

Вероятным преемником Ленина считали и Николая Бухарина

Преемником называли и Григория Зиновьева

Премником Ленина на "худой" конец называли Феликса Дзержинского

Иосифа Сталина в 1923 г. никто не называл преемником Ленина и не считал, что он может возглавить страну
Но ведь это Сталин вбил "осиновый кол" в НЭП, вернув ее на социалистический путь развития
В конечном счете в первой половине 1923 года сложилось несколько групп, но основными игроками были Николай Бухарин и Лев Троцкий.
Вот еще отрывок из доклада информотдела ГПУ "О впечатлении, произведенном на население РСФСР правительственным сообщением о болезни т. Ленина":
"В связи с разговорами о возможности смены главы правительства вновь усилились толки о неизбежности раскола РКП, в некоторых местах эти слухи носили характер весьма сенсационный. Так, в Ярославле говорили о том, что ЦК распался на две группы: одна – во главе с Бухариным, другая с Каменевым и Троцким, причем дело якобы обострилось до крайности: "В Москве войска наготове".
Борьба против Троцкого
Лев Троцкий поняв, что в борьбе "наверху" имне победить, решил обратится к низовым членам партии, изложив свою платформу. И "демону революции" удалось получить солидную поддержку 46-ти видных партийных деятелей, направивших свое совместное заявление в Политбюро ЦК РКП(б) 15 октября 1923 г.
Среди подписавшихся под заявлением стояли имена Е. Преображенского, Л. Серебрякова, В. Антонова-Овсеенко, И. Смирнова, В. Смирнова, Г. Пятакова, В. Оболенского (Н. Осинский), Н. Муралова, Т. Сапронова, А. Бубнова, Е. Бош, В. Яковлевой и др.
Лазарь Каганович вспоминал:
" Его (Троцкого) сторонники перепечатали подпольно и распространили это письмо Троцкого в местных организациях партии, в первую очередь в Москве.
В духе этого письма Троцкого его сподвижники вместе с другими лидерами оппозиционных групп состряпали платформу — «Заявление 46-ти», в котором имеющиеся трудности были сознательно раздуты, но серьезных деловых предложений в ней не было, а то, что было правильного, повторяло уже принимаемые решения и меры Центрального Комитета.
Зато их заявление было полно ругани по адресу ЦК. Не заботой о ликвидации трудностей и улучшении положения рабочих и крестьян была пронизана их платформа, а подрывом авторитета ЦК, продиктованным стремлением изменения руководства и Ленинской линии партии, — вот в чем была главная цель Троцкого и его сторонников."
Неспокойно был и в регионах. Так в Приволжском военном округе троцкистскую оппозицию поддержала почти треть партийных ячеек. Убежденным сторонником Троцкого на тот моментявлялся и сам командующий войсками Приволжского ВО округа С.В. Мрачковский .

Лев Троцкий в первую половину 1920-- гг. был самым влиятельным большевиком
Более того, на выборах к января 1924 г. за оппозицию проголосовало 70% всех коммунистов Кубано-Черноморской области.
Вот отрывок из воспоминаний большевика-троцкиста И.М. Павлова " Записки оппозиционера. Воспоминания, впечатления и встречи.". Он в частности писао:
"Обсуждение всех этих вопросов коммунистами и комсомольцами Кубано-Черноморской области было вполне свободно. Всякий, желавший высказать свое мнение, получал эту возможность.
Поэтому и не было никакой надобности для выражения и защиты своих взглядов прибегать, как это имело место в последующие годы, к нелегальной фракционной деятельности. Всякий коммунист не только мог выступать на собрании своей ячейки или на общегородском собрании, но при желании он мог посетить и выступить на собрании любой парторганизации. Этой возможностью, например, широко пользовались студенты, возвращаясь во время зимних каникул на периферию.
Такая атмосфера терпимости к инакомыслящим и широкая свобода мнений в процессе дискуссии объяснялась тем обстоятельством, что в руководящих партийных органах Кубано-Черноморской области преобладали сторонники оппозиции.
Оппозиционером был секретарь Краснодарского городского комитета партии, старый большевик Рудзит и большинство членов горкома. Поддерживал оппозицию и председатель областного Исполнительного комитета Толмачев. И хотя секретарь областного комитета партии Аболин был сторонником линии ЦК, завкультпропом обкома Ладохин и большинство членов бюро были активными оппозиционерами".
Особенно неблагоприятной ситуация стала в Москве. В столице было сильное колебание парт-работников, за троцкистскую линию в январе 1924 г. прямо выступили, более 2\3 вузовских партячеек.
Каганович пишет:
"Организационно-инструкторский отдел ЦК поддерживал каждодневную оперативную связь с областными, губернскими комитетами, крупными промышленными центрами, давая им необходимые советы и информируя их о ходе дискуссии в других организациях партии, особенно тех, где успешно давался отпор троцкистским фракционерам.
Особенно обострилось положение в Московской организации, где Троцкий создал фракционный центр во главе с Серебряковым. Не получив поддержки в основных пролетарских заводских ячейках, троцкисты в первые дни и даже недели декабря получили поддержку в значительной части вузовских, учрежденческих и некоторых военных ячейках. Я доложил Секретариату ЦК и лично Сталину о неблагополучном положении в Москве.
На вопрос тов. Сталина: а что же делает МК? — я ответил, что, по-моему, МК слабо мобилизует силы для борьбы с троцкистами и не потому, что работники МК идейно колеблются, а потому, что они просто организационно и пропагандистски слабы, в частности агитпроп сейчас без руководства, так как его заведующий тов. Лихачев лежит больной."
Каганович признавал, что ситуация была почти критической, писал:
" Тов. Сталин предложил немедленно вызвать в ЦК секретарей МК. Выслушав их и установив, что моя информация правильна, тов. Сталин сказал секретарям МК, в частности обращаясь к первому секретарю МК тов. Зеленскому: «Вы, товарищ Зеленский, хотя и занимаете правильную линию в борьбе с троцкизмом и всеми оппозиционерами, но вы слабо организуете бой ленинизма с троцкизмом, вы слабо руководите районными и особенно ячейковыми организациями. Немудрено, что троцкисты захватили ряд ячеек.
Этак они могут захватить и районы, как это уже почти случилось в Хамовническом районе. Вам нужно круто изменить весь стиль и практику работы МК на боевой большевистский лад. Нам, Секретариату ЦК, необходимо вплотную заниматься Москвой. Я предлагаю, — сказал тов. Сталин, обращаясь к секретарям ЦК, — послать на помощь МК товарища Кагановича, который сумеет одновременно и руководить Оргинстром ЦК.
Вместе с товарищем Кагановичем вы, товарищ Зеленский, должны немедленно организовать и добиться перелома в Московской организации".

Лазарь Каганович был направлен в Московский комитет партии, где сумел добится перелома, в казалось уже проигранной схватке
Большую победу противники Троцкого одержали 16 января на XIII партконференции. Сам Троцкий по причине заболевания (он лечился на кавказе) отсутствовал. Троцкисты на ней показали всю протитворечивость своей позиции.
Лазарь Каганович вспоминал:
"По докладу Рыкова, защищавшего внесенную ЦК резолюцию «Об очередных задачах экономической политики», выступали самые видные оппозиционеры: Преображенский, Пятаков, В.Косиор, Радек, Сапронов, Смирнов и другие. По экономическим вопросам оппозиционеры пережевывали, Правда с меньшим аппетитом, то, что они говорили во время дискуссии.
Они отстаивали свою позицию высоких цен на промтовары, Пятаков — более широкое допущение иностранной «товарной интервенции», что якобы заставит внутренних частных торговцев снизить цены. Но делегаты конференции ему возражали, что такой наплыв товаров иностранных капиталистов ударит прежде всего по государственной социалистической промышленности и еще больше усугубит кризис сбыта.
Тем более нелепа была позиция Пятакова, когда он в ответ на приведенный Рыковым приказ о максимальной прибыли, написанный Пятаковым, заявил на съезде, что и сегодня готов подписать такой приказ.
.......................................................
Пятаков продолжал отстаивать свой лозунг максимальной прибыли, против лозунга ЦК об умеренной прибыли."

Троцкист Пятаков агитировал, за то чтобы шире впустить иностранный капитал на советский ранок и за высокие цены на товары, отстаивая максимальную прибыль
Его позиция откровенно шла на пользу буржуям НЭПманам и во вред советскому государству и трудящимся народным массам
Далее Каганович пишет
"Что касается разглагольствования оппозиционеров о борьбе социалистических и капиталистических тенденций в народном хозяйстве, то это звучит «лево», но на деле, как правильно указывали делегаты, в частности Молотов, все их мотивировки и предложения показывают, что за этими левыми фразами торчат мелкобуржуазные уши, как это мы видели не раз у так называемых «левых коммунистов».
Поражение оппозиции было до того очевидным, что Пятаков в конце своего второго слова заявил, что он достаточно опытный человек и знает, что его предложения конференцией не будут приняты. Конференция реагировала на эту его «догадливость» смехом."
В итоге по окончанию этоу дискуссии была принята резолюция ЦК «Об очередных задачах экономической политики» опрокинувшая тезисы троцкистов. После этого выступил Сталин и напомнил троцкистам об единстве партии. Их тезисы вновь были опрокинуты. Каганович пишет:
" В своем докладе тов. Сталин не просто подвел итоги дискуссии, а дал ряд важнейших теоретических и практических выводов, послуживших орудием дальнейшего укрепления монолитности и единства партии.
По докладу тов. Сталина выступили от оппозиции Преображенский, Радек, Сапронов, Врачев. Против оппозиции выступили тт. Ярославский, Лакшевич, Тарханов, Кубяк, Рындин и др.
Преображенский возражал против напоминания и оживления приведенного пункта резолюции X съезда. Закончил он свою речь тем, что предложил выполнять резолюцию от 5 декабря, осудив методы борьбы, проявленные во время дискуссии. Однако по существу своих идей он, как и другие выступавшие оппозиционеры, показал, что в смягченном виде отстаивает свои позиции и не складывает оружие борьбы с партией.
Поэтому, как ни сладок и певуч был голос Преображенского (он, надо сказать, внешне выглядел мягким, можно сказать, «блаженным»), он не смягчил души делегатов конференции, которые единодушно приняли резолюции о партстроительстве, об итогах дискуссии и о мелкобуржуазном уклоне в партии."
Противникам Троцкого удалось победить еще по одной важной причине -- они были "наверху" и они использовали имевшийся в их руках административный ресурс, нажимая и нажимая на троцкистов.
Пользуясь своими полномочиями ЦК РКП (б) начал делать кадровые перестановки на руководящих постах в региональных отделах партии, в центральном аппарате партии и правительства.
Их отправляли за границу, либо на более низкие по значимости должности.

Еще в 1922 г. послом в Китай и Японию направили самоговерного троцкиста Адольфа Иоффе

Троцкист Христиан Раковский был направлен послом в Англию
Так у Троцкого выбивали почву из под ног, оставляя без сторонников
Троцкист И. М. Павлов вспоминал так об этом:
"В 1924 году ЦК партии стал отзывать под разными предлогами с Кубано-Черноморской области оппозиционеров, работавших в партийном аппарате. Как позже я узнал, в это время по всей стране происходила плановая негласная чистка партийного аппарата. Удалялись не только оппозиционеры, но и руководители парторганизации, не проявившие достаточной энергии и решительности в борьбе с оппозицией.
На место отозванных, Сталин ставил своих людей во главе местных партийных организаций. Становясь во главе парторганизаций не по выбору их партийных масс, а по назначению Сталина, новые руководители естественно стремились всемерно выполнить волю своего "хозяина" и меньше всего считались с волей партийный масс...
Отзываемые из партаппарата оппозиционеры "перебрасывались" в другие области и использовались преимущественно на хозяйственной и советской работе. В новых условиях влияние их было ограниченным.
Они не могли уже играть ведущей роли в жизни парторганизации и тем более не имели шансов быть избранными на всесоюзные партийные конференции и съезды. Против них здесь было значительно легче натравить невежественную рядовую партийную кобылку".
Ряды сторонников Троцкого постепенно редели, он терял прежний авторитет. Против него выступали и военные, в большинстве отказавшиеся поддержать его платформу и политические амбиции.
Троцкий потерпел серьезное поражение. Он пока проиграл лишь бой, но пока еще не войну.. Лазарь Каганович вспоминал:
"Мне посчастливилось работать в непосредственной близости к Центральному Комитету нашей партии и вновь и вновь учиться великой идейности, принципиальности в борьбе именно за Ленинскую партию, учиться организаторскому искусству у членов Политбюро, Оргбюро, и особенно в каждодневном соприкосновении с секретарями ЦК и его Генеральным секретарем ЦК товарищем Сталиным Иосифом Виссарионовичем.
Во всяком, даже самом лучшем оркестре нужен дирижер.
И я со всей объективностью могу сказать, что в этом большевистском квалифицированном оркестре уже тогда проявился талантливый дирижер — товарищ Сталин."
Вскоре после окончания конференции 21 января умер Владимир Ленин. Страна вступала в новое время.
Комментарии
http://newsland.com/community/4788/content/revoliutsiia-v-finansakh/6175234
Комментарий удален модератором
всё в музыканты не годитесь
Например, о голоде в городах в 27 году, из-за которых пришлось отменять рыночные отношения в отношениях с селом и форсировать коллективизацию с индустриализацией?
Или о том как в 1927 году Польша чуть было не упросила Британию стать авангардом крестового похода против красных (т.н. "военная тревога") - а за отсутствием возрожденной промышленности отвечать ей было нечем?
Комментарий удален модератором