Карго-культ и Россия

Термин «карго-культ» действительно связан с российской реальностью весьма глубоко. Русский (особенно образованный) очень часто, почти всегда, пытается смотреть на свою жизнь «западными глазами», как учили. Получается плохо.

В то же время «Запад» бессознательно воспринимается отечественными патриотами заграницы как земля обетованная, в которой «всё наше хорошее там ещё лучше, ничего нашего плохого там нет». Даже такой несомненный патриот России, как Солженицын, довольно долго считал критику Запада идеологическими наветами.

А попав «туда», внезапно обнаруживают: и хорошее «там» — не просто «лучше нашего», а другое, и «плохое» есть, но тоже другое, и многого нашего хорошего там нет уже очень давно. Там — другое, и они — другие.

Даже вот эта любовь тыкать в нос совкам и ватникам «карго-культ», имеющий совершенно ясный контекст, ироничное толстовское «Как далеки мы ещё от Европы!» — типичное проявление этого же самого карго-культа. «Далеки ещё» — т.е. отстали, должны «догонять». А — кому должны-то? И должны ли?