ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ – НЕ РОСКОШЬ, А НЕОБХОДИМОСТЬ

На модерации Отложенный

Министр образования России Ольга Васильева дала интервью агентству «Интерфакс».  Важной и основной частью разговора стали страшные события в школах Перми и Бурятии.

Январь этого годы был наполнен страшными ЧП. Теперь такие события стали повторятся все чаще и уже  журналисты федеральных изданий ведут свою статистику.

С конца 2013 года в российских школах зафиксированы минимум пятнадцать случаев стрельбы и семь конфликтов с использованием колюще-режущих предметов. Из-за этого погибли три ученика, два преподавателя и один полицейский. Число раненых просто огромно.

Есть некое совпадение: с 2013 года началась школьная оптимизация. В январе 2013-го оптимизацию начали, а в октябре-декабре этого же года были зафиксированы сразу три случая стрельбы из пневматического оружия в школах. Может есть какая-то связь? Она вполне может быть.

Вот уже пять лет финансирование всех российских школ является подушевым. Деньги на содержание госучреждения привязаны к количеству учеников, готовых воспользоваться его услугами. Укрупнение стало основной стратегией выживания. Больше учащихся – больше денег.

Конечно, объединение снижает некоторые управленческие расходы, это вам скажет любой экономист. Например, вместо шести специалистов вы можете держать троих, увеличив им зарплату. Но самое главное упущение, что лишними стали психологи.

Результат налицо: нарастание агрессии, стрельба и поножовщина. Безусловно, здесь не последнюю роль играет ответственность родителей, но и важность работы психолога очевидна – именно он смог бы заметить особенности поведения подростков и скорректировать их.

Но оптимизация лишила школу такой возможности.

Социальная сфера стала «загибаться» и чиновники придумали укрупнить школы и провести оптимизацию, чтобы заткнуть дыры. Вот и всё. Но проблема в том, что изменения социальной сферы нельзя рассматривать только с экономической точки зрения. Иначе сфера перестанет быть социальной.

Психологи видят выход в налаженной между администрацией школ и родителями связи и в чутком отношении педагогов к детям. Учитывая скромную зарплату работников образования, не каждый учитель захочет после проверки тетрадей проверять личную жизнь подопечных. Особое внимание в выведенной психологами цепочке отведено и родительскому контролю, вот только родителям, как минимум, нужно самим быть положительным примером – задача сложная, научить ребенка терпимости и толерантности нетерпимый к человеческим слабостям родитель сможет едва ли. Получается без школьного психолога не обойтись никак.

Ольга Васильева в интервью говорит о том, что современная школа не может жить без психологов. Сергей Миронов говорит о том, что сокращение этих ставок было серьёзной ошибкой, которая привела к весьма негативным последствиям.

Нужно прислушаться к инициативе Сергея Миронова и вернуть в школу психологов. Иначе развитие негативных последствий очевидно.

Сейчас  систему образования страны наконец-то возглавляет человек, думающий на перспективу, нацеленный на созидание. Правда, от системы когда-то лучшего в мире образования сегодня мы видим самую малость. Но совместными усилиями многое можно исправить.