Что вложили, то и получили
Депутат-коммунист Вера ГАНЗЯ, педагог по образованию, в своем выступлении в Госдуме объяснила причины преступной агрессии, которая потрясла наши школы.
– Кровавые события, произошедшие в школах Перми, Бурятии, Челябинска, – результат той системы, которая создавалась в последние десятилетия.
Советская школа воспитывала добро, ответственность, патриотизм. Но сегодня эти принципы забыты. А внедряемые новшества дали нарыв, который лопнул.
Из того же ряда – стриптиз, устроенный в Ульяновском летном училище будущими летчиками, «детские шалости» в соцсетях, телепрограммы, целенаправленно разрушающие умы и души наших детей.
То, что творится сегодня в наших школах, – показатель неблагоприятной жизни, духовного нездоровья и детей, и учителей, и семей. От жестоких нападений пострадали и дети, и учителя. Встает вопрос: как остановить агрессивное безумие, поразившее общество? Думаю, требуются усилия и школы, и родителей, и всех образовательных институтов. С подачи властей формировалась система, оказавшая разрушительное воздействие на подрастающее поколение. Эту систему надо менять.
Функция воспитания ушла из школы. Вспомните детские организации – октябрята, пионеры, комсомол. Они объединяли детей, наполняли их жизнь высоким смыслом, ставили высокие цели. Коллеги, большинство нас прошли советскую школу. Вспомните пионерские клятвы, когда мы перед лицом своих товарищей торжественно обещали горячо любить свою Родину. Это были ключевые слова… А дальше мы включались в тимуровское движение, помогали младшим, старикам, нуждавшимся в нашей помощи, и гордились своим трудом. Мы знали, что пионер должен уважать старших, что есть добро, ответственность, справедливость. Этим истинам нас учили, мы их усваивали, и с этими идеалами шли в большую жизнь.
А что сейчас вкладывается в сознание детей? Безответственность, безнаказанность, алчность, безнравственность – вот «букет» современных жизненных дезориентиров. Не в них ли причина кровавых событий, произошедших в стенах детских образовательных учреждений?
Мы, КПРФ, вносили закон «Об образовании для всех», который возвращал в школу нормальную, признанную всем миром, советскую систему образования. Но его отклонили депутаты думского большинства, «Единой России».
Мы предлагали: давайте восстановим в школах полноценное классное руководство. За него учитель получал доплату – 1 тысяча рублей. Пожалели этой тысячи. Оставили классное руководство на бесплатной основе. А учителю нужно что-то и зарабатывать, и кормиться на что-то. Учитель берет урочные часы, а на воспитательную работу с детьми времени у него не остается. Тогда как сегодня крайне нужна воспитательная работа с семьей, с каждым ребенком. У нас есть служба опеки и попечительства, она обязана знать каждую семью, но служба взяла уклон на иную деятельность. Только с этих попечителей следовало бы спросить за происходящее в семьях, где формируется жизненный стержень ребенка.
Наши, КПРФ, законы отклонены. Власть экономит средства на образовании и воспитании. Мы получили оптимизацию, смысл которой заключался в том, чтобы подогнать заработную плату под майские указы президента. За счет чего подгоняли? За счет увеличения нагрузки на педагогов, за счет сокращения штатов. О воспитательной роли школы вообще забыли.
Представьте себе, в классе сидят 30–35 человек. Им надо дать знания, да еще и провести с каждым учеником индивидуальную работу. Как это сделать? Где найти на это время нашим перегруженным учителям?
Недавно позвонила в свою родную школу и спросила, сколько за последнюю неделю получили приказов, и сколько пришлось написать отчетов?
Мне ответили: 21 приказ и 21 отчет. Чиновники свыше требовали от учителей представить данные о заболеваемости по классам, охват питанием, о работе с неуспевающими, о курсовой подготовке по темам, о физкультурно-оздоровительной работе... Это огромные «простыни» бумаг. И учителя, классные руководители вместо своей прямой работы вынуждены составлять отчеты. Еще они должны заниматься электронными и бумажными дневниками и журналами. Бюрократия, введенная министрами, вытеснила из школы воспитательную функцию.
А кем, по-вашему, насаждается насилие? Включаем любой канал ТВ и видим тысячи изощренных способов убийств, махинаций, проявлений беспощадной ненависти. Вот она, безжалостная школа жизни, – с трупами, кровью, зачастую с безнаказанностью. Учись не хочу.
Мы не раз говорили, что надо брать под контроль ТВ, что надо прекратить демонстрацию пошлятины типа «Дом-2», с кровавым месивом льющихся рекой с экранов низкопробных боевиков. Если хотим воспитать в детях людей, а не что-то иное.
Отдельно скажу об инклюзивном образовании. Педагоги многократно говорили: зачем детей с отклонениями в психическом развитии сажать в один класс с остальными? Там и без того 30 человек, требующих индивидуального подхода. Но, оказывается, уже нет иного выхода. 200 специализированных школ закрыто! Оптимизация! Из-за нее разные по состоянию здоровья дети должны находиться в одном коллективе. Должны, потому что правительство экономит на детях, не думая, как отразится инклюзивная скученность на самочувствии школьников. И что, кроме агрессии, нахождение в общем коллективе особенного ребенка ничего иного не даст.
Мы уже знаем, что дети, которые совершили в школах преступления, имеют особенности развития. О том, что могут быть такие последствия, можно было предвидеть. Об этом надо было думать оптимизаторам, внедрявшим вот эту инклюзию.
И последнее – охрана. Можно поставить металлоискатели, можно поставить что угодно, чтобы защитить наших детей от нападений извне. А вот как защитить их от тех, кто внутри, от кого зависит уровень воспитания, которое сегодня опущено до нуля?
Охраной в нынешних школах занимаются вахтеры. Заключить договор с профессиональным охранником невозможно. Средств не хватает. Тревожная кнопка есть практически в каждой школе. Теперь предлагается установить такие кнопки в каждом классе. Что это даст? Да ничего. Для приезда полиции нужны как минимум минуты, а на совершение убийства или нанесение ударов ножом достаточно секунд.
Мы должны понимать, что ответственность за охрану в школах обязано нести государство, а не директор школы, и не вахтеры. Нужно найти на это деньги и призвать профессионалов. Отсутствие средств на надлежащую охрану тоже одна из причин школьных трагедий.
Предвижу вопрос «Единой России»: где взять деньги? У меня есть ответ. Мы сейчас имеем 6 триллионов 155 миллиардов рублей в американских облигациях. Сколько мы будем кормить экономику недружественного нам государства? У нас есть резервные фонды правительства, президента, Фонд национального благосостояния. В них вложено порядка 10 триллионов рублей. Не слишком ли жирно для непрозрачных резервов? Давайте ж выделим из них нужную сумму на охрану детей.
И мое предложение. Мы обязаны обсудить в Госдуме положение школ, детей, учителей, их безопасность с участием представителей всех ведомств, которые несут ответственность за тех, кого мы растим, учим, воспитываем.
Вера Ганзя
депутат Госдумы
Комментарии