Происхождение религий. Краткий курс. (Отрывок)

На модерации Отложенный

      Видимо-невидимо развелось на планете экспертов по истории религий и прочему религиоведению. Лекции читают в университетах, жирные гранты на исследования получают. А воз и ныне там. Ни одной сколько-нибудь достойной внимания теории возникновения религий так и не было предъявлено публике, и есть подозрение, что и в будущем близком и далёком такая возмутительная ситуация сохранится. Поэтому придётся самому, даже не за ту же зарплату, а совершенно бесплатно вывести человечество из тумана неведения в отношении истоков его религиозности.

      За каждой активной религиозной или идеологической позицией стоит, как правило, осознанный материальный интерес. Это универсальный закон развития человеческой религиозности. Его всегда надо иметь в виду в разговорах про убеждения, чувства верующих и т.д.

     Среди экономически образованной части населения планеты бытует мнение, что маркетинг, как система методов влияния на рыночную ситуацию, появился только во второй половине двадцатого века. Справедливости ради следует отметить, что молва всё же приписывает первый случай упоминания маркетинга роману О. Генри «Короли и капуста», время действия которого относится к рубежу 19-го и 20-го столетий. Там ловкие джентльмены, действуя не из худших побуждений, для сдвига с мёртвой точки продаж обуви в тропическом захолустье, разбрасывают ночью по улицам городка специально для этой цели завезённые колючки, после чего, естественно, вся обувь, даже самых непотребных форм и размеров, мгновенно распродаётся.

      Но на самом деле даже и эти джентльмены были далеко не самыми первыми маркетологами. Первым, чьё имя за древностью лет сохраниться никак не могло, был некто, обуреваемый, по понятным причинам, нежеланием принимать личное участие в небезопасных общеплеменных мероприятиях по выживанию вроде стычек с соседями, охоты на мамонтов и изгнания из приглянувшихся пещер саблезубых тигров. В порядке осуществления своей мечты этот сметливый некто решил проэксплуатировать страх соплеменников перед силами природы, объявившись им посредником, избранным грозными духами стихий для связи с людьми. В результате такого «избрания» тот, кто был никем, мгновенно стал всем в племени. Ценность представителя таких властителей попросту исключала участие «избранного» во всеобщей борьбе за существование. С учётом тогдашних нравов признаем, что нужно было быть действительно преизрядным наглецом, чтобы впервые решиться на такое.

      Удивляясь такой наглости, следует, однако, помнить, что на другой чаше весов лежала возможность сытой и безалаберной жизни захребетника целого племени. Необходимы ещё хотя бы самые начальные навыки демагогии (видимо приобретённые поначалу чисто эмпирически в ходе практической реализации идеи): пожелания духов, исходящие от них указания и пророчества должны быть достаточно категоричными по форме, но и в меру расплывчатыми по содержанию с возможностью расширительного толкования, чтобы задним числом в их формулировки можно было вложить любой смысл, а если они и в таком виде не сбываются, уметь убедительно объяснить почему путём, как правило, обвинения клиента в неправильном поведении и несоблюдении рекомендаций. Нападение – всегда лучшая защита.

      По мере роста доверия к полномочному представителю и, соответственно, повышения его материального благосостояния, вовсю пошла бойкая торговля амулетами, личными ходатайствами перед высшими силами за отдельных людей и за племя целиком, а потом и просто стало возможным объявлять волю богов о порядке и объёмах жертвоприношений, соблюдая, понятно, известный баланс между своими аппетитами и возможностями соплеменников.
Некоторые могут удивиться, почему, мол, люди не отказывались от услуг шаманов даже после уличения во лжи отдельных колдунов, немедленно заменяя их другими для поддержания внутренней гармонии в обществе. А ведь действительно интересно: куда ни приплыви на своей каравелле, даже на самый отдалённый и в течение немереных геологических эпох изолированный, но населённый людьми остров, вас обязательно ожидает встреча с какой-нибудь экзотической религией.

      Это правило без исключений. Только под воздействием ощущения единства с неведомыми высшими силами людям становится доступно чувство особой избранности ими и, как следствие, осмысленности собственного существования. С течением времени техника игры на стадных инстинктах, мании величия, комплексах неполноценности и подсознательном страхе неотвратимой ответственности за всё совершённое в жизни «хорошее» была доведена до филигранной отточенности, и наличие института племенного жречества превратилось в одно из решающих условий обеспечения жизнеспособности любого человеческого общества.

      Вот так вкратце. Дальнейший процесс втягивания человечества в наркотический запой всё новыми и всё более токсичными религиозными коктейлями более-менее известен.