«Норвежец» Силуанов или Beside the Economy (помимо экономики)
В Москве, в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ прошел очередной, и по счету уже IX Гайдаровский Форум.
Главная идея этого масштабного события, в котором приняли участие ведущие политики от Премьера Дмитрия Медведева и министров его кабинета, главы Банка России Эльвиры Набиуллиной до тренера сборной Франции по футболу, вынесена в заголовок моей заметки.
Показать полностью…
Представляете?! На «Русском Давосе» главной темой теперь считают не экономику! Оказывается, есть вещи поважнее ее.
Вот о них-то мы и поговорим.
Тем более, Министр финансов РФ Антон Силуанов внезапно стал «норвежцем», а по сути передал сокровенную мысль правящего класса — приверженности к гуманистическим ценностям открытой демократии, европейской, христианской цивилизации. «России нужно стать Норвегией», все, точка!
Заметьте, и это говорит ключевой министр Правительства на фоне оголтелой антизападной кампании федеральных телеканалов.
Кто бы спорил, стать второй Норвегией очень хочется. Там всё-таки средняя зарплата раз в 10 больше нашей, тоже самое с пенсиями и с другими социальными выплатами. Я уж не говорю про биатлон – неизбывную тоску настоящего русского патриота.
Ну, стать, так стать. Давайте поразмышляем.
И Россия, и Норвегия – петрономики. Экономическое могущество и наше, и гордых скандинавов основано на экспорте углеводородов — нефти и газа, и в этом мы действительно похожи. Но только в этом, а дальше начинаются фатальные различия.
Чтобы понять в чем они, хочу обратить ваше внимание на одно очевидное обстоятельство.
Мировой экономике известны только два случая, когда природные богатства служат большинству народа. Справедливое распределение сырьевой ренты удается либо в фамильных династиях, как в странах Персидского залива, либо в развитых демократиях европейского типа, подобных Норвегии.
В одном случае нефти на подданного много, условия добычи сильно отличаются от Тюменского Края или нефтяных платформ Северного моря. При этом — иные культурные коды, исторические традиции и, как правило, исламская цивилизация.
В другом – эффективный контроль общества над бюрократией через институты гражданского общества, парламент, суд, независимую прессу и политическую конкуренцию.
То, что относится к европейской демократии и христианскому миру.
Если нет ни того, ни другого, то мы имеем Третий мир: классический режим латиноамериканского образца с африканской коррупцией, чудовищным социальным расслоением и несправедливостью. В нем десять процентов населения вызывающе богаты, а остальные влачат нищенское существование.
Вам это не напоминает нашу стремительно беднеющую страну?
Анатолий Чубайс на «полях» Гайдаровского Форума совершенно справедливо сказал, что с либерализацией цен мы разобрались за полгода, с приватизацией за пять, с финансовой стабилизацией за 25 (действительно инфляция за 2017 год показала исторические минимумы, менее 3 %).
Однако, как писали Ильф и Петров: «Вот радио есть, а счастья нет». Финансовая стабилизация есть, а экономический рост бултыхается на уровне 1,5 %, и, если честно, он неважного качества, так как обеспечен исключительно сырьевым сектором. В промышленном производстве, обрабатывающих отраслях, в сфере высоких технологий — никаких признаков жизни. Это печально, и означает, что наше отставание от глобального мира продолжается.
Я вполне согласен с Анатолием Борисовичем, что такие показатели роста ВВП унизительны для России, а значит нужно что-то делать. А делать нужно вот что — строить открытую европейскую демократию, как в Норвегии, а не дефективную, суверенную, как у нас. Но тогда придется менять такую привычную, удобную для власти, но смертельно опасную для страны политико-экономическую модель.
И последнее.
Свою самую глубокую и умную книжку «Долгое Время» Егор Тимурович Гайдар заканчивает следующими словами: «Построить в России действующую демократию, разумеется, сложнее, чем ее муляж, но эту задачу придется решать. Не надо иллюзий. Мы живем в мире XXI века, а не XVIII. Глобальный характер обмена информацией, быстрые, масштабные социально-экономические изменения, современный характер общества, не дают шансов на сохранение устойчивых недемократических режимов».
Только так Россия станет второй Норвегией, все остальное от лукавого. Читайте классика!
Комментарии
Комментарий удален модератором