ФИЛЬМ "ДВИЖЕНИЕ ВВЕРХ"

На модерации Отложенный

 

Когда-нибудь буржуйский сэр
Заткнёт брехливое хлебало,
А на могилах либералов
Напишут гимн СССР.
(Написано мной в 90-х)

Не пойти на этот фильм я не мог. Потому что это Событие я созерцал лично по чёрно-белому телевизору, будучи совсем ребёнком. Делюсь впечатлением.  

Немного истории 
Вне сомнения 1972 год был годом триумфа советского спорта. На Олимпиаде в Мюнхене наши взяли 50 только золотых медалей. Соревнования тогда транслировали с утра до вечера и каждый день наши граждане кричали у экранов «ура!». Что ни имена, то легенды. 

Штангист Василий Алексеев опять поднял такой вес, что соперники его даже не подумали попробовать. Русский силач так потом и ушёл с помоста непобеждённым.

Спринтер Валерий Борзов сначала потряс мир на 100-метровке. Мир не поверил своим глазам, когда увидел, что это был не американец. Американские журналисты на пресс-конференции тут же возбухли и стали колоть глаза, что из троих американцев бежал только один, поэтому вопрос о том, кто самый быстрый остаётся открытым. Ничего на это не сказал Валерий Борзов, но через пару дней сделал на 200 метров всех троих. 

Олимпиада шла своим триумфальным чередом, как вдруг случилось нечто, что затмило Олимпийские игры на пару часов. За океаном сборная СССР по хоккею вломила «непобедимым» канадским профи 7:3. Об этом легендарном матче был снят фильм «Легенда №17» и я о нём писал.

«Русские, мы любим вас!» – это Мюнхен скандировал в адрес наших спортивных гимнасток. Людмила Турищева, Ольга Корбут, Любовь Бурда – укрощали брусья, брёвна и подкидные доски легко, с очаровательными улыбками. Хочу заметить, что тогда спортивные гимнастки, были стройны и женственны, совершенно не напоминая тех мужеподобных горилл, что сейчас крутят сальто.

И казалось бы лимит триумфов уже исчерпан. Сорок девять золотых медалей в кармане. Всё? Но нет. Финальный матч по баскетболу СССР-США. Та драма, которая разыгралась тогда на площадке, несомненно вписана золотыми буквами в историю советского спорта. Нельзя было не снять об этом кино.

 

Фильм
Это наш очередной ответ Голливуду. Отечественное кино, постоянно спотыкаясь и вляпываясь мордой в то в лажу, то халтуру всё же потихоньку теснит из наших кинотеатров американскую продукцию. В середине декабря доля отечественного кино шагнула от 18% прошлого года до 25% сейчас. И будет больше.

Когда шведы разбили войско Петра Iпод Нарвой – тот воскликнул: «Спасибо вам, учителя!» И была потом Полтава. Впору и нашим кинематографистам благодарить своих заокеанских учителей. Да, спецэффекты неудержимо дешевеют, поэтому и у нас стали делать зрелищное кино на уровне.

 

Лично мне показалось, что в плане актёрской игры и работы режиссёра с актёрами «Движение вверх» несколько уступает «Легенде №17». Это легко объяснимо тем, что двухметровых актёров у нас маловато, поэтому снимали настоящих баскетболистов. Так что страсти в глазах и искренности посыла тут было меньше. Реплика Сергея Белова перед кульминационными секундами матча «Ребята, я горжусь, что играю с вами» органикой не дотягивает. Как и любовные сцены его брата Александра с баскетболисткой. Владимир Машков, сыгравший тренера, как актёр мне никогда не нравился. Раньше он был молод и мачо. Мачизм многое заслонял. Теперь нет мачо, нет и характера. Те же штампы, что и в «Ликвидации».

Однако, в тех эпизодах, где играли актёры Андрей Смоляков, Марат Башаров и обожаемый мною Сергей Гармаш – это было удовольствие.

А вот в плане динамики, зрелищности и точного использования всех голливудских штучек, заставляющих зрителя переживать, напрягаться, расслабляться, умилятся, пускать слезу, хохотать и аплодировать – здесь всё было на высшем уровне. Здесь и затяжка времени, когда мяч летит в кольцо; и панорама средь застывших фигур, каждая из которых достойна кисти Репина; и аплодирующие своему тренеру баскетболисты в конце;  злобные и подлые соперники, что наших пихали, оскорбляли, пытались травмировать, но получив ответку, сначала плакались «а нас-то за шо», а потом уважали.

При всех драмах в фильме было множество прелестных юмористических штучек. Меня потрясли особенно: свадьба в Грузии и уличная американская шпана, играющая в баскетбол. И много чего было рассыпано щедрой россыпью.

А какие колоритные были американцы. От болельщиков до баскетболистов, тренеров и судей. Я влюбился во всех этих персонажей. Играли смачно, броско, в полное удовольствие.

Фильм хорошо акцентировал советскую дружбу народов. Даже озлобленный ненавистью к «оккупантам» баскетболист Паулаускас в конце фильма передумывает бежать на Запад и становится одним из героев матча. А вообще стоит почитать имена и фамилии тех советских баскетболистов: Белов, Едешко, Саканделидзе, Жармухамедов… Прикололо, как американский комментатор пожаловался: «Мне никогда не произнести эти русские фамилии».

Словом, без лишнего спойлерства всем советую: хотите получить удовольствие – сходите посмотреть «Движение вверх».  Голливуд, который в последнее время всё больше погрязает в толерастии, феминизме и других ограничивающих  свободу творчества рамках становится всё менее привлекательным и мы когда-нибудь его сделаем.