Итоги 2017 года. Идеология и внутриполитический процесс

Вардан Эрнестович Багдасарян — д.и.н., проф., зам. главы Центра научной политической мысли и идеологии.

Фото: Президент Владимир Путин открыл в Москве мемориал памяти жертв политических репрессий «Стена скорби».

<hr/>

СПОЛЗАНИЕ В ГРОБНОЕ КОРЫТО

Российская Федерация в ансамбле государств мира является парадоксальным политическим феноменом. Аналогию с ним в современной страновой палитре может представлять еще только Украина. Сама принятая с 1991-го года модель устроения российского государства программирует системно самоликвидацию и государственности, и России как цивилизации. В этом отношении политический тренд постсоветской истории выражается цивилизационным угасанием и приближением к порогу геополитической гибели. Не стал исключением и 2017 год. Приближение к смертельному порогу может идти более ускоренными темпами, а может и осуществляться с определенным торможением, но общая направленность движения остается неизменной. В 2017 году имелись все признаки убыстрения, используя афоризм И.А.Бунина в отношении гибели Российской империи, сползания России в гробное корыто.

Приговорена ли исторически Россия? История как выбор возможного такой детерминации не устанавливает. Спасение России принципиально возможно. Но для этого спасения необходима смена программирующей смертельный исход системы. Чем дольше во времени оттягивается осуществление ее трансформации, тем меньше жизненных потенциалов и шансов на восстановление.

Восемнадцать лет в президентском кресле В.В.Путина — это восемнадцать лет пролонгирования модели цивилизационной самоликвидации. Принятая в 1993 году Конституция Российской Федерации, как общегосударственный чертеж, каждой своей статьей работает против России. В условно патриотических кругах витает надежда, что В.В.Путин вот-вот отменит поражающую государственный суверенитет Конституцию. Но восемнадцать лет один год сменяет другой, а либерально-космополитическая Конституция остается в статусе Основного закона России. Нежелание менять Конституцию означает и нежелание менять систему.

<hr/>

НЕФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ»

Когда в 2014 году против России был применен первый пакет санкций, реакция на уровне российского политического руководства состояла в том, что это временно и отношения с Западом вернутся в скором времени в прежний формат. Это скоро закончится, говорил премьер-министр, просто сменится администрация в Белом Доме. Весь 2016 год российская политическая элита была преисполнена надежд на эту смену, связанную с приходом в Белый Дом Дональда Трампа. Оптимистичность публично выражаемых надежд варьировала от веры в то, что Трамп отменит санкции до надежды на роспуск им НАТО и сдачу украинского режима. В 2017 году все эти надежды рухнули. Трамп не только не отменил санкции, но при нем санкционный пакет был принципиально расширен. Трамп не только не распустил НАТО, но при нем американские военные контингенты продвинулись далее на восток, появившись уже на территории Польши и Прибалтики.

Трамп, наконец, в принятой в декабре 2017 года новой Стратегии национальной безопасности США фактически заявил о начале нового прорыва Соединенных Штатов в оснащении ядерным оружием, как прямой ответ на позицию России.

Для России все это практически означает необходимость признать, что «холодная война» с Западом есть долгосрочная реальность. А соответственно, под эту реальность, если только не принять версию капитуляции, должны быть перестроены все институты жизнеустройства. Необходимо, наконец признать, что принятый с конца 1980-х годов стратегический вектор перестройки России под вхождение в западноцентричный мир был принципиально ошибочным.

<hr/>

НОВАЯ ИДЕОЛОГЕМА — «ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА»

Власть в 2017 году предъявила все-таки некую новую идеологему, как ориентир «общества будущего». Этот ориентир был определен как «цифровая экономика». Он пришел на смену используемому ранее описанию будущего в качестве общества постиндустриального и преемственен ему в идеологическом смысле. Смысловой подтекст выдвигаемой идеи «цифровой экономики» состоит в попытке утвердить представление, что основу экономического развития составляют не реальные секторы экономики — промышленность и сельское хозяйство, а виртуальные ниши, сопряженные с финансово-спекулятивными видами деятельности.

И не случайно, что обратившись к «цифровой экономике» особый интерес политическое руководство Российской Федерации во главе с президентом проявило к криптовалюте. Во время молодежного форума «Территория смыслов на Клязьме» президент сообщил, что считает возможным использование биткоинов как единицы платежных расчетов. Между тем, под переход к «цифровой экономике» выделяются огромные финансовые средства, и очередная фаза «распила» под девизом достижения технологического лидерства приобретает реальные контуры.

<hr/>

КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА

На высшем государственном уровне был инициирован проект «Лидеры России». Сама постановка вопроса готовить лидеров — самих по себе, а не специалистов по направлениям профессиональной деятельности, соотносится с идеологией формирования менеджеров — универсалистов. Управлять банком, управлять медицинским учреждением, управлять вузом, управлять государством — для них сущностно одно и тоже. Прибыль — мерило управленческой успешности.

В сферу управления кооптируется селигеровская молодежь — с хорошим знанием английского языка, неплохим — интернет-технологий и совершенно атрофированным стратегическим мышлением. Генерация таких управленцев уже заполняет кабинеты в федеральных и региональных министерствах, а государственное управление системно обессмысливается. Эта генерация убеждена в своей эффективности и неэффективности народа, представляя собой уникальный продукт зомбирования. «Удивительным образом» эти молодые лидеры оказываются преимущественно из семей успешных отцов и получается, что ген лидерства передается по наследству. Социальный расизм в чистом виде! Характер кадровой политики иллюстрируют новые пакетные губернаторские назначения, проведенные президентом в преддверии президентских выборов. По существу, была предъявлена команда, с которой В.В.Путин пойдет на новый президентский срок. Проведенные перестановки наглядно свидетельствуют, что качественные изменения управленческой команды не предполагаются.

В обоснование своей кадровой политики В.В.Путин заявил, что при смене глав регионов делает ставку на «современных перспективных технократов». Но что означает в президентской терминологии управленец-технократ? Очевидно, реализуется подход изгнания из системы управления ценностей, смыслов, постановок целей и проблем. Технократия, по сути, означает проводимую под новым наименованием легитимизацию бюрократизма.

<hr/>

АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ ПРОТЕСТНЫЕ АКЦИИ. ФЕНОМЕН НАВАЛЬНОГО

Мертвая тишина внутриполитической жизни в марте 2017 года была взорвана скандалом публикацией фильма-расследования А.А.Навального «Он вам не Димон», набравшего за три месяца более 22 миллионов просмотров. В коррупционной деятельности обвинялся в фильме премьер-министр Д.А.Медведев, в очередной раз показывая, что коррупция является для современного политического режима России системообразующим явлением. Чего-то принципиально нового в фильме не содержалось, поскольку то, что власть коррумпирована и аморальна и так всем было очевидно. Но выход фильма стал детонатором протестного взрыва, фактором, подтолкнувшим к публичному проявлению неприятие морально прогнившей кремлевской бюрократии.

Сыграло свою роль и презрительное в значительной части общества отношение к премьер-министру Д.А.Медведеву, образ которого, как восторженного либерала-западника псевдоинноватора закрепился в народном сознании прозвищем «айфончик» и мемами по типу «денег нет, но вы держитесь, там». В 2017-ом году коллекция медведевских мемов была дополнена еще, как минимум, одним: словами «да я и не болел» в ответ на поздравление о выздоровлении после комментария президента о том, будто бы Дмитрий Анатольевич болеет. О том, что означают эти болезни россияне хорошо знают по ельцинскому правлению, когда отсутствие президента на публике объяснялось, что глава государства работает с документами. Занятая властью в ответ на выход фильма позиция игнорирования стала еще одним фактором, приведшим к наиболее массовым после выступлений белоленточников 2011—2012 гг.

протестным волнениям.

Организованные А.А.Навальным и его сторонниками акции протеста под лозунгами борьбы с властной коррупцией охватили 82 города России. Число запросов на слово «коррупция» в русскоязычном сегменте интернета резко пошла вверх, достигнув исторического максимума, что очень напоминало начало революций «арабской весны» на Ближнем Востоке. Особая ставка была сделана навальновцами на вовлечение в протестные акции молодежи, в том числе школьного возраста. Призрак «цветной революции» замаячил на политическом горизонте России. Лидер протестных акций Алексей Навальный — безусловно, фигура внешнего проектирования, сводит идеологическое оппонирование режиму фактически к одному — вопросу о коррупции. Урезанная таким образом политическая повестка определяется тем обстоятельством, что идеологически «кремлевский режим» и «несистемная оппозиция» подобны друг другу и базируются на общем антисоветском фундаменте.

Определенные оговорки А.А.Навального дают понять, что навальновский вариант с предполагаемыми системными уступками Западу и ускоренным продвижением рыночных отношений и новой приватизации, является в отличие от сценария «кремлевского болота» сценарием ускоренной десуверенизации. При этом и проблему коррупции навальновский сценарий не может решить, поскольку не предполагает устранения системных причин, на которых она основывается в России — экономической модели периферийного капитализма, социальной модели неравенства, ценностной модели человека-потребителя.

Протестные акции 2017 года продемонстрировали, что при видимом успокоении революционный взрыв может произойти в любой момент. Достаточно небольшой искры. Демонстрация лояльности населения режиму — в значительной мере маска, которую общество научилось надевать в целях собственной безопасности. Но жить, прикрываясь все время маской, психологически тяжело и весьма вероятно, что в самый неожиданный для власти момент она окажется сорванной.

В 2018 году впервые на президентские выборы пойдет молодежь, которая родилась уже при Путине. Она, как и всякая молодежь, желает перемен и, судя по проявленным в 2017 году прецедентам протестной активности, более категорична в неприятии рутины путинизма, чем предыдущие поколения. В отличие от прежних генераций — более конъюнктурно лоялистских, она — более протестна. Весь вопрос, кто и как в перспективе ближайших лет будет канализировать протестную энергию молодых граждан России.

Опыт 2017 года показывает, что власть эту борьбу за умы и сердца молодежи силам «цветной революции» с неизбежностью проиграет. Выходящим на протестные акции пассионариям она противопоставила образ человека — обывателя. Протесты, сообразно с властным дискурсом, неприемлемы потому, что они мешают обывателю не пассионарию отдыхать, проводить праздничные мероприятия (конфликт во время проведения протестных акций 12 июня 2017 года).

Но в конфликте пассионария и обывателя неизбежно победит пассионарий. А выдвинуть в противовес «цветной революции» пассионариев власть не в состоянии, так как для привлечения их нужна, как минимум, ведущая вперед идея, которую кремлевская бюрократия не имеет и предложить не в состоянии. Напуганная размахом антикоррупционных акций, власть пытается перехватить инициативу. Суть этого перехвата состоит в том, что она сама ведет жесточайшую борьбу с коррупцией. Продолжилась посадка ряда высокопоставленных чиновников, к восьмилетнему сроку заключения был приговорен экс-министр экономического развития А.В.Улюкаев. Коррупционеры, ведущие борьбу против коррупции — одна из абсурдистских сторон бытия современной России. В рвении отчитаться по результатам проведения антикоррупционных мероприятий дело дошло до того, что акции патриотической направленности в школах и вузах в сетке внеурочной работы часто заменялись акциями борьбы с коррупцией. Убеждают в том, что надо бороться с коррупцией не тех, кто это должен делать по роду службы, а школьников и студентов.

Иного объяснения, чем системная имитация антикоррупционной деятельности этому театру абсурда найти невозможно.

<hr/>

ЗАИГРЫВАНИЕ ВЛАСТИ С ЛИБЕРАЛАМИ. «СТЕНА СКОРБИ»

Власть, обратившись формально к теме патриотизма, удивительным образом сочетает ее с космополитизмом. Но космополитизм — ценностный ориентир, противоположный патриотизму. Сочетание патриотизма с космополитическими ориентирами означает, что никакой патриотической идеологии власть не генерирует.

Продолжается заигрывание с либералами-западниками. Таким заигрыванием объясняется открытие в преддверии столетнего юбилея Октябрьской революции в столице «Стены скорби». Прозвучали слова из уст президента о необходимости «осуждения» преступлений прошлого, и о том, что им не может быть никаких оправданий. Кого же конкретно предлагает осудить президент? Над кем суд? Прямого ответа в речи президента на это не дается, но если репрессии совершало советское государство, то по логике того, что памятник посвящен жертвам репрессий, то именно оно и подвергается осуждению. Старая тема суда над коммунизмом — Нюрнберга 2.0. поднимается снова и снова, и российская элита напоминает в очередной раз о своих антисоветских генезисных основаниях. Выступление Путина стало требуемым от него системой ритуалом в перспективе президентской кампании, демонстрацией заверения либеральной элиты о сохранении приверженности идеологии антисоветизма.

Безусловно, о каждой из жертв следует, оставаясь на демократических позициях, скорбеть. Но монумент «Стена скорби» апеллирует не ко всем жертвам политических репрессий. Нет, речь идет о жертвах репрессий исключительно периода существования СССР. Из этого следует, что не столько о гуманности как таковой идет речь, сколько предпринимается очередная попытка разыграть карту антисоветизма со всеми вытекающими отсюда последствия. Где стена скорби о миллионах жертв либерального постсоветского уродования страны, в том числе в настоящее время?

Администрация президента вдруг отключила в 2017-ом году грантовую подпитку провластным НКО, выступающим под патриотическим флагом. Зато грантовые средства получили некоторые некоммерческие организации, имеющие статус иностранного агента. Среди получателей президентских грантов оказалась даже стоящая определенно на антигосударственных позициях Хельсинская группа. Деньги раздавались и на уборку мусора в дворах, и на помощь инвалидам, и на развитие спортивных клубов, но только не проекты, каким-то образом соотносимые с формированием патриотического дискурса. В преддверии выборов президента все это выглядит, по меньшей мере странно. Что это означает? Либо власть решила не раздражать либералов, исходя из того, что провластные организации и так никуда не денутся, либо на уровне аппарата президента имеет место собственная политическая игра, и эта игра ведется не в пользу В.В.Путина.

<hr/>

СТОЛЕТИЕ РЕВОЛЮЦИИ

2017-й был юбилейным годом Великой Октябрьской социалистической революции — события, вне зависимости от его оценок, принципиально изменившего мир. Мир был изменен Россией, генерированной ею сто лет назад планетарной идеологической альтернативой развития. Казалось и осмысление произошедшего должно было быть на том же высоком уровне дискурса. Но современная российская власть на языке больших смыслов разговаривать в принципе не в состоянии. Нельзя сказать, что столетие Октября было полностью проигнорировано — конференции, кинофильмы, публикация документов были к юбилею представлены широкой общественности. Однако при этом — жесткий репрессинг самой постановки вопросов о мировом гуманистическом значении Октябрьской революции, о достижении в период существования СССР исторического максимума российского геополитического влияния. Октябрьская революция оказалась для власти крайне неудобной темой, которая подводила к необходимости фиксации того, что подавляющее большинство населения России остается просоветским, и что умерщвление Советского Союза являлось величайшим актом предательства элит перед собственным народов.


Окончание по ссылке: https://narzur.ru/itogi-2017-goda-ideologija-i-vnutripoliticheskijj-process/