Ковры-картины как продолжение темы об изображении людей в искусстве Ирана

На модерации Отложенный

 

Ковры-картины (они же «ковровые картины» или «сюжетные ковры») – важная часть современной культуры Ирана.

 

Как и большинство высококачественных ковров ручной работы, они плетутся по старинной технологии из шерсти и шёлка.

 

Но вместо традиционных узоров и орнаментов, изображение на ковре представляет собой конкретный сюжет.

 

Нередко ковёр повторяет произведения того или иного известного иранского живописца – так, сегодня очень популярны ковры по картинам миниатюриста Махмуда Фаршчияна.

 

Несмотря на то, что мы часто видим на коврах-картинах сюжеты XIX-XXI веков, искусство это старинное.

 

Но раньше такие ковры чаще включали религиозную, исламскую тематику. Столетия назад ткачи вдохновлялись обложками старинных книг – ведь те расписывались вручную и стоили очень дорого.  В наши дни тема каллиграфии и тасхиба по-прежнему актуальна и для ковровых картин, хотя и не так интересна иностранцам, ведь те, в большинстве своём, не могут прочитать роскошно украшенные фразы из Хафиза или изречения из Корана. В Тебризе ткали также ковры со сценами битв или фрагментами дворцов и мечетей. С начала XX века становятся всё популярнее ковры на европейские сюжеты. Часто создавались копии европейских полотен или гобеленов со «сценками из жизни».

 

Хотя они популярны и сегодня, куда больше внимания стали уделять жизни самого Ирана – большим спросом пользуются сюжетные ковры по картинам местных художников-реалистов: например, Митры Шадфар

или Имана Малеки.

 

Нередко художники специально рисуют сюжеты для будущих ковров.

 

На сегодня центрами изготовления ковров-картин остаются Исфахан, Кум и Тебриз – традиционные лидеры в ковроткачестве страны. Качество и плотность ковров обычно высоки: от 500 000 до 1 000 000 узелков на кв.м.  Как уже говорилось выше, такие ковры ткутся из шёлка и шерсти.

 

Без определённой доли шерсти не обойтись даже в самой дорогой ковровой картине: шёлк слишком «текуч» и, если не использовать шерсть, детали потеряют свою чёткость, лица персонажей расплывутся.

 

Когда смотришь на такой ковёр, порой кажется, будто репродукцию просто напечатали поверх шёлка. Невозможно поверить, что всё это сделали ткачи, с буквально фотографической точностью.  Кстати, в Иране популярна и услуга изготовления ковра по фотографии. Но подобный подарок обойдётся недешево (или же серьёзно проиграет в качестве).

 

Для примера представляю вашему вниманию несколько ковров-картин – такие можно встретить в большинстве профильных галерей в крупных иранских городах и на базарах.

 Посты на похожие темы:

Запрещены ли живопись и скульптура в Иране?

Золотой дар Ирана ООН - ковёр со стихами Саади Ширази

Персидский ковёр

Выставка ковров в моей резиденции в Москве

Фото дня: Персидский шёлковый ковёр с традиционным иранским узором "Бута"

Иранская художница Митра Шадфар

Картины персидского художника Махмуда Фаршчияна

Персидская каллиграфия: почерки и история

Картины иранского художника Имана Малеки