«Тришкин кафтан» российской экономики
На модерации
Отложенный
Министр финансов Антон Силуанов заявил на последнем заседании Правительства Российской Федерации, что в этом году будут полностью израсходованы средства резервного фонда и чтобы покрывать дефицит бюджета, придётся брать деньги из Фонда национального благосостояния (ФНБ).
Многие экономисты и финансовые аналитики давали в течение этого года такой пессимистический прогноз. И вот он оправдывается, Россию ждут еще несколько лет кризиса, цены на нефть не растут, санкции не снимаются.
Силуанов утверждает, что в ФНБ остаётся лишь 3,7 трлн рублей, при этом ликвидная часть составляет 2,3 трлн рублей – именно за их счёт и будет покрываться дефицит бюджета. Не будет существенных возможностей каким-то образом расширять социальную поддержку.
В общем, невесёлые итоги деятельности правительства Медведева... В этой ситуации выполнение социальных обязательств перед населением становится сложной задачей. И как же собрался её решать министр финансов? Он заявил, что необходимо сократить число получателей социальной поддержки из бюджета. Если число получателей помощи снизить, то государство сможет увеличить выплаты тем, кто действительно нуждается в поддержке. «Концентрация ресурсов именно тем, кто нуждается, позволит создать условия, чтобы именно те, кто нуждается, стали больше потреблять» – сказал Силуанов.
По мнению министра, у нас слишком большое количество льготников: семь человек из десяти. Антон Германович считает, что нуждающихся в России гораздо меньше. Неужели, есть смысл перейти на адресное оказание помощи, учитывать не только минимальную зарплату, но и семейный бюджет?
Скорее всего, речь идет об очередной волне сокращения социальных расходов, когда поддержку увеличивают незначительно, а за счет сокращения значительных сумм получают экономию бюджета. Первая волна и наиболее значимое сокращение социальных льгот произошло с монетизацией льгот, когда льготы были переведены в денежный эквивалент. Но компенсации так и не покрыли весь объем льгот.
В первую очередь изменения коснутся тех, кто получает льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг и на проезд в общественном транспорте. В последнее время уже были сильно сокращены расходы по оплате стоимости проезда для отдельных категорий граждан. Под ударом могут оказаться те пенсионеры, которые раньше выходят на пенсию. Их льготы могут быть перераспределены, например, в пользу остальных пенсионеров, как более нуждающихся в поддержке слоев населения.
Но непонятно, как можно видеть угрозу кризиса в увеличении социальных расходов, когда население в этом увеличении остро нуждается и когда по Конституции Россия является социальным государством? Мы в очередной раз убедились, что министр финансов поддерживает абсолютно негодную социально-экономическую политику, которую проводит сегодня правительство.
У нас 23% работающих граждан имеют зарплату ниже 15 тысяч рублей, и где-то 65% получают меньше 25 тысяч. О каком сокращении количества получателей социальной помощи можно говорить, когда большинство граждан и так по сути дела доведены до нищеты?!
При этом теоретически в рассуждениях главы Минфина все выглядит безукоризненно, а на практике – Силуанов пытается уменьшить объемы финансирования региональных бюджетов.
Сейчас на федеральный бюджет завязана значительная часть источников образования финансовых средств, в то время как региональные бюджеты остаются без средств и являются глубоко дефицитными.
При этом одним из основных расходных обязательств остается поддержка уязвимых слоев населения, которые не обладают собственными источниками доходов. Встает дилемма – или федеральный бюджет им помогает, или эти расходы сокращаются. Адресная социальная помощь, крайне необходима, но ее стоит прорабатывать гораздо глубже, не исходя из интересов экономии бюджетных средств.
Силуанов: «Концентрация ресурсов именно тем, кто нуждается, позволит создать условия, чтобы именно те, кто нуждается, стали больше потреблять». И добавил, что подобная реформа – имеется в виду уменьшение количества получателей социальной поддержки – подстегнёт рост потребительского спроса и благосостояния граждан, которые не могут позволить себе «те или иные услуги и товары». Председатель партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов на это иронично заметил: «Перекроить тришкин кафтан – отобрать у одного нуждающегося и отдать это другому нуждающемуся. И будет вам рост потребительского спроса и благосостояния. Это говорит министр финансов страны!»
Не представляю, как Силуанов собирается сокращать число получателей социальной помощи, когда других средств к существованию у многих из них просто не существует. Получается, что нам предлагается вывести часть людей уже вообще за грань нищеты!
С точки зрения господина Силуанова увеличение расходов на социальное обеспечение населения крайне нежелательно, поскольку это – по его мнению – вызовет кризис в российской экономике. По его словам, структурные преобразования в таких отраслях как образование и здравоохранение возможны и без увеличения расходов. «А будем увеличивать траты, особенно нефтегазовых доходов, будем иметь риски, будем иметь следующий кризис», – заявил министр.
Российская экономика, между тем, уже давно и прочно находится в состоянии жесточайшего кризиса. В том числе стараниями Министерства финансов РФ. В ноябре падение промышленного производства в России составило рекордные за последние девять лет 3,6%.
Резерв для неснижения социальных расходов надо искать в повышении доходной части бюджета всех уровней – муниципального, регионального и федерального. Причем резерв повышения федерального бюджета не надо искать в ущемлении муниципальных и региональных бюджетов. Надо заниматься экономикой, производством. И здесь министерство экономики, промышленности, территориальные министерства должны предлагать меры по повышению доходной части бюджета. Надо открывать производства, создавать рабочие места. Любые доходы от прибыли существующих предприятий направлять на работу по созданию новых производств.
В целом, ситуация с наполняемостью российского бюджета, а также с исполнением государством своих социальных обязательств, сложилась очень трудная. Правительство и президент ранее обещали искать варианты по целевому расходованию бюджетных средств. Что ж, как говорят в Одессе, «будем посмотреть…»
Комментарии
Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учёту и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта.
Где тут, блд, "дефицит бюджета"?
Во-вторых, силуановы не умеют по-другому восполнять бюджет, кроме как путем увеличения налогов и использования средств резервных фондов.
С марта все пойдет иначе, и, думаю, Правительство РФ поменяет свой качественный состав. У Путина будут полностью развязаны руки на ближайшие 6 лет.