Конгресс оценивает угрозу использования Москвой энергоресурсов как оружия

"Всего лишь угроза отключения дает России политический рычаг влияния" на Европу

Кит Джонсон, Робби Гремер

Владимир Путин и глава "Газпрома" Алексей Миллер изучают карту газового проекта "Северный поток" рядом с Выборгом, Россия, 6 сентября 2011 года. (Алексей Никольский/AFP/Getty Images)

Администрация Дональда Трампа заняла мягкую позицию в отношении России по многим направлениям, вызывающим разногласия, за исключением тех случаев, когда речь идет об использовании Москвой экспорта энергоресурсов в качестве геополитической дубины. 

Высокопоставленные чиновники администрации, включая госсекретаря Рекса Тиллерсона, бьют тревогу по поводу опасности, которую представляет собой использование Россией энергетического оружия, особенно по поводу спорного проекта газопровода на 11 миллиардов долларов под руководством по большей части контролируемого государством "Газпрома", который, как они опасаются, разрознит Европу и оставит Украину за бортом.

Во вторник сенатский комитет по иностранным делам заслушает выступление пары высокопоставленных чиновников Госдепартамента по теме "силовой российской дипломатии" и угрозы, которую она представляет для Соединенных Штатов.

Европейцы и американцы много лет обеспокоены склонностью Москвы использовать ее экспорт энергоносителей как оружие, чтобы запугивать соседей в Европе; несколько раз Россия отключала поставки природного газа, чтобы наказать своенравные государства, особенно в центральной и восточной Европе. Но эта обеспокоенность приобрела новую безотлагательность в связи с планом России построить новый трубопровод вдоль уже существующего газопровода по Балтийскому морю в Германию, известный как "Северный поток-2".

"Даже если "Газпром" не предпримет никаких действий для применения политической власти посредством торговли энергоресурсов, тот факт, что у него есть возможность сделать это, всего лишь угроза отключения, дает России политическое влияние", - сказала Меган О'Салливан, бывшая чиновница в администрации Джорджа У.

Буша, которая является сегодня директором проекта "Геополитика энергоресурсов" в школе им. Кеннеди при Гарвардском университете.

Россия говорит, что этот газовый проект является чисто коммерческим и предназначен для того, чтобы снабжать Европу еще большим количеством дешевого газа, так как Европа стремится заменить уголь более экологически чистым топливом.   

Тиллерсон конкретно указал на использование Россией "энергетического оружия" в выступлении в конце ноября, предупредив, что новый трубопровод будет "неразумным" и сделает Европу более зависимой от одного поставщика.    

Американские чиновники все более шумно высказываются о "Северном потоке-2", так как если он будет построен, как планируется, то увеличенная мощность будет означать, что российскому газу больше не нужно проходить по территории Украины, чтобы попасть в Европу. Это лишит испытывающий финансовые трудности Киев огромного источника дохода в то время как раздираемая войной страна пытается вернуть экономику в нормальное состояние. А потеря этого важного транзитного бизнеса сделает для Украины более трудным наведение порядка и приватизацию частей ее энергетического сектора, где распространена коррупция.  

Если эта реформа забуксует, предупреждают украинские чиновники, то страна соскользнет обратно ближе к орбите Москвы.

"Борьба с коррупцией является ключевой целью для нашей страны", - сказал Андрий Коболев, руководитель государственной компании "Нафтогаз", в интервью. Коррупция, сказал он, является большей угрозой для будущего Украины, чем российские танки.

В "Нафтогазе", который дает 16 процентов от всех поступлений в бюджет, по словам Коболева, был открытый антикоррупционный конфликт, когда члены его независимого наблюдательного совета сложили с себя полномочия в сентябре из-за препятствий со