Наши любимые артисты: Аркадий Райкин

На модерации Отложенный 30 лет назад – 17 декабря 1987 года ушел из жизни знаменитый советский актер театра, эстрады и кино, театральный режиссер и юморист Аркадий Исаакович Райкин

 

 

Исполнитель монологов, фельетонов и скечтей, удивительный конферансье – он навсегда вошел в историю советской эстрады и юмора. Его миниатюры и спектакли были пронизаны сатирой и отличались остротой в сравнении с другими артистами эстрады того времени, оставаясь при этом всегда интеллигентными и корректными.
 Аркадий Исаакович Райкин родился 24 октября (11 ноября по новому стилю) 1911 года в городе Рига Лифляндской губернии (сегодня столица Латвии). 
В пятилетнем возрасте родители увезли Аркадия из Риги, так как она превратилась в прифронтовой город. При этом он сохранил в своей памяти атмосферу дома №16 по улице Мельничной (сегодня – Дзирнаву). Семья Райкиных переехала в город Рыбинск, где находилось новое место работы отца. Именно в Рыбинске прошло детство Аркадия Райкина, именно здесь он в девятилетнем возрасте впервые вышел на любительскую сцену. Дома увлечения Аркадия не поддерживали, против карьеры артиста выступал отец. Однако, смирившись с тем, что делает его сын, было решено, что для еврейского мальчика благороднее заняться музыкой, поэтому ребенку купили скрипку. При этом скрипачом и музыкантом он так и не стал.

 


Из Рыбинска семья Райкиных переехала в Петроград, это произошло в 1922 году. В северной столице Аркадий очень полюбил посещать Академический театр драмы.  Уже в школе раскрылся его творческий характер. Помимо сцены мальчика привлекала живопись. На уроках изобразительного искусства он поражал учителей не только своей техникой, но и глубиной мысли, которая была в его работах. Поэтому долгое время он не мог определиться с тем, какую профессию выбрать: актера или живописца.
Стоит отметить, что еще в детстве будущий сатирик очень серьезно заболел. В 13-летнем возрасте он так сильно простыл на катке, что заработал страшную ангину, которая дала осложнения на сердце. Врачи считали, что мальчик не выживет, но он победил болезнь, хотя ревматизм и ревмокардит надолго приковали его к постели. Болезнь наложила отпечаток на всю его жизнь. Он очень сильно изменился, много читал и научился сосредоточенно думать. 
 Болезнь, которую он победил, отняла у него тогда почти год жизни, оставив после себя не только неприятные воспоминания, но и пороки сердца.

 

В 1929 году в 18-летнем возрасте Аркадий поступил на режиссерско-актерский факультет в Ленинградский техникум сценических искусств, выбрав для себя актерскую стезю. При этом документы в техникум он подал вопреки желанию своих родителей. Из-за этого в семье разразился настоящий скандал, и Аркадию пришлось порвать с семьей, он даже ушел из дома. Учебу в техникуме сценических искусств он совмещал с работой, дополнительно он брал частные уроки у артиста Михаила Савоярова, который очень высоко ценил талант Райкина. Окончив техникум в 1935 году, Аркадий Райкин по распределению попал в Театр рабочей молодежи (ТРАМ), который достаточно быстро стал Театром Ленинского комсомола.
В том же 1935 году Аркадий Райкин женился. Его избранницей стала актриса Руфь Марковна Иоффе, которую он ласково называл Рома. Вскоре в их семье появится дочь Екатерина, которая в будущем будет женой трех знаменитых актеров – Михаила Державина, Юрия Яковлева и Владимира Коваля, а сын данной семейной пары Константин Райкин пойдет по стопам отца и сам станет известным артистом. В настоящее время он руководит московским театром «Сатирикон», который был создан его отцом.
Летом 1937 года Аркадия Райкина снова настигла болезнь – вторая тяжелая атака ревматизма с осложнениями на сердце. В больнице, в которую его положили, врачи снова предрекали ему самый тяжелый исход, они не верили, что он выживет. Однако Райкин победил болезнь и на этот раз, правда из больницы он выписался уже абсолютно седым человеком и это в 26 лет.
В 1938 году Райкин дебютировал в кино, снявшись сразу в двух фильмах: «Огненные годы» и «Доктор Калюжный», однако его роли в этих фильмах остались практически незамеченными. Начало кинематографической карьеры Аркадия Райкина трудно было назвать успешным, поэтому он вернулся к работе в театре. На эстраде Райкин выступал еще в студенческие годы, главным образом на концертах для детей. В ноябре 1939 года к артисту пришло настоящее признание, Аркадий Райкин стал лауреатом 1-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады, выступив со своими номерами «Чаплин» и «Мишка». После успеха на конкурсе его берут на работу в труппу Ленинградского театра эстрады и миниатюр, в котором за три года Райкин сделает успешную карьеру, пройдя путь от актера массовки до художественного руководителя тетра.
Войну артист встретил в Днепропетровске, куда приехал с театром на гастроли за несколько часов до ее начала. Гастроли так и не начались.  В годы войны в составе фронтовых бригад артистов Райкин исколесил почти всю страну, выступая и на передовой, и в тылу перед ранеными. Позднее он вспоминал, что за 4 года проехал много тысяч километров от Балтики до Кушки, от Новороссийска до Тихого океана.


В годы войны режиссер Слуцкий пригласил Райкина сняться в фильме-концерте под названием «Концерт фронту», съемки проходили в ноябре 1942 года в Москве. В этой работе Аркадий исполнил роль киномеханика, который прибыл на фронт в одну из действующих частей, где ему предстояло примерить на себя обязанности конферансье. Данная картина была, по сути, экранным воплощением эстрадных номеров, которые были исполнены на фронте в годы войны. Помимо Райкина свои фронтовые выступления повторили в нем Клавдия Шульженко, Леонид Утесов и Лидия Русланова.

 


После завершения Великой Отечественной войны Аркадий Райкин продолжил свою работу в Театре миниатюр, а также успел сняться в нескольких кинокартинах. В 1948 году Ленинградский театр миниатюр, которым руководил Райкин, официально выделился из состава Ленинградского театра эстрады и миниатюр. Налаживались и его попытки «подружиться» с кинематографом. Картины «Мы с вами где-то встречались» (1954 год), «Когда песня не кончается» (1964 год) и многосерийный телесериал «Люди и манекены» (1974 год), созданный Райкиным в сотрудничестве с режиссером Виктором Храмовым, были вершиной его карьеры в кино, которая все-таки была не такой удачной, как сценическая и театральная. 
  Выступления Райкина на радио и телевидении, аудиозаписи его миниатюр пользовались очень большой популярностью у советской публики. Особенно были известны его сценические номера, в которых актер быстро менял свой облик. Аркадий Райкин создал целое созвездие совершенно разных, но при этом очень ярких образов, прослыв непревзойденным мастером сценического перевоплощения.

Как впоследствии неоднократно вспоминали современники Аркадия Райкина, сатирик был едва ли не единственным, кто в то сложное время осмеливался открыто демонстрировать на театральной сцене, как портят человека вседозволенность и власть. Отношения с советской властью у Райкина всегда были достаточно своеобразными. Его очень любили большие начальники, однако ненавидели средние, с которыми он часто конфликтовал. Практически все его миниатюры отличались остротой, что было особенно заметно в сравнении с другими советскими артистами эстрады того же временного периода. Однако, как отмечали советские критики, миниатюры Райкина всегда были корректны и интеллигентны. Любое появление Райкина на сцене и экране во времена существования СССР было праздником. Наверное, именно по этой причине для многих граждан Советского Союза Аркадий Райкин – это часть их души, часть эпохи, которая, к сожалению, ушла безвозвратно.
Аркадий Райкин никогда специально не добивался наград или званий, которые пришли к нему в основном уже в конце жизни. Так Звание народного артиста СССР Райкин получил в 58 лет, когда, по сути, давно уже являлся настоящим народным артистом. На Ленинскую премию артиста выдвигали два раза. Впервые еще в середине 1960-х годов за его спектакль «Волшебники живут рядом». Однако выдвижение Райкина, несмотря на письма многочисленных зрителей его спектаклей, не было поддержано соответствующими «инстанциями». Лишь в последние годы своей жизни он получил Ленинскую премию (1980 год), а в 1981 году и звание Героя Социалистического Труда.
 Много лет он жил между двумя главными городами страны – Москвой и Ленинградом. В тот момент, когда отношения артиста с партийным руководством города на Неве, окончательно расстроились, он попросил у Леонида Брежнева разрешения переехать вместе с театром в столицу. Получив разрешение, Аркадий Райкин в 1981 году вместе с театром переехал в Москву. Меньше чем через год после этого появляется новый спектакль, теперь уже московского театра Аркадия Райкина «Лица» (1982 год), в 1984 году вышел спектакль «Мир дому твоему». В апреле 1987 года Государственный театр миниатюр, возглавляемый Райкиным, получил новое имя «Сатирикон», под которым известен и сегодня.

 


Выходя на сцену в последние годы своей жизни, Райкин буквально совершал подвиг. Ему трудно было начать говорить – все мышцы были скованы, поэтому он заранее приходил в театр и начинал их разминать. Лицо всегда живое и отличающееся яркой мимикой превратилось в маску, глаза остановились, это замечали даже зрители, которые писали письма о том, что любят его и считают, что о не должен больше выходить на сцену, уделяя внимание заботам о своем здоровье. Но родные прятали от него эти письма. Как вспоминала его дочь, если бы письма показали отцу, он бы, наверное, завтра же и умер, а на сцене он всегда возрождался.
Аркадий Райкин ушел из жизни поздно вечером 17 декабря 1987 года в возрасте 76 лет, он скончался от последствий ревмокардита. Его похоронили 20 декабря в Москве на Новодевичьем кладбище. После его смерти руководство театром «Сатирикон» взял на себя его сын Константин Аркадьевич Райкин. Вскоре после смерти Аркадия Райкина театру было присвоено имя его гениального многолетнего руководителя.

<ins class="adsbygoogle" data-ad-client="ca-pub-3076715799496705" data-ad-slot="9513128258" data-adsbygoogle-status="done"><ins id="aswift_2_expand"></ins></ins>