Азиатский бросок русского разведчика Ма-да-хана, он же полковник Маннергейм

Азиатский бросок русского разведчика Ма-да-хана, он же полковник Маннергейм

Неутешительные результаты русско-японской войны, в результате которых Россия потеряла территории и понесла значительные репутационные потери, явились, в том числе, и отсутствием достаточных разведданых о театре боевых действий. Сразу после поражения Генеральный Штаб русской армии приступил к планированию новой войны с японцами.

 

 

 

Однако пришлось признать : русское военное руководство практически ничего не знало о географических и природно-климатических особенностях того региона, в котором будут происходить будущие боевые действия. Отсюда — неспособность организовать снабжение войск, отсутствие экипировки, соответствующей азиатской природе.

Генштабу позарез необходимо было иметь самую полную и разностороннюю информацию о том, что из себя представляют северные и центральные провинции Китая, которые в будущем будут театром военных действий. И на которые, пользуясь победой в прошедшей войне, стремительно распространяла свое влияние Япония.

Для стратегической разведки были отобраны наиболее подготовленные офицеры : Н. Пржевальский, М. Певцов, Вс. Роборовский, П. Козлов, В. Арсеньев. Мы все знаем эти фамилии. Но список этот не полон- в нём нет фамилии Маннергейм. Почему это произошло?

Ответ совершенно очевиден : дальнейшая судьба барона сделала невозможным даже упоминание о нём.

Но сначала нам придётся вернуться к истории рода Маннергейм. Несмотря на то, что он является наиболее значимой фигурой истории Финляндии, он не был финном. И даже не был шведом. Происхождение его голландское с фамилией Маархайм.

Третий сын графа Карла Роберта Маннергейма родился в родовом имении Лоухисаари в 1867 году. Согласно действующим законам, титул графа перешёл к старшему сыну, а он получил лишь баронский титул. В те времена сделать карьеру в России было мечтой дворянских родов Европы, и барон поступает в Николаевское кавалерийское училище. Кстати, там он становится одним из лучших наездников русской армии.

Прослужив два года в Варшаве, он возвращается в Петербург, поступая в элитную кавалергардскую часть, участвует в коронации Николая 2-го. Однако его не особо привлекает светская жизнь : он занимается самообразованием, изучил шесть языков, посещает лекции по истории, языкознанию и археологии в Александровском университете.

Именно тогда на него обращают внимание и начинают разработку в разведотделе российского Генштаба.

 

Русско-японская война.

Сразу с её началом барон покидает столицу и отправляется на фронт. Причём не в действующую армию, а формирует добровольческий диверсионно-разведывательный дивизион в 400 сабель.

Интересных людей он назначает себе сотниками : граф Стенбок-Фермор, вторую сотню принял граф Велепольский. В 1902 году он вместе со Стенбок-Ферморомучаствовал в секретной русской военной экспедиции в Абиссинию (Эфиопию). Третью и четвертую сотни дивизиона возглавляли соответственно князь Гудиев и граф Радзивилл, тоже старые соратники по оружию: боевое крещение они приняли несколько лет назад на юге Африки, где на стороне буров сражались против англичан.

Добровольческая часть выполняет негласные задачи командования, которые не могли быть поручены штатным войскам. В работе Маннергейм широко использует хунхузов — китайских разбойников-головорезов, ненавидевших японцев.

За боевые заслуги он награждается офицерским Георгием и получает полковничье звание.

 

Секретное задание.

Для выполнения миссии была разработана легенда : скучающий финский аристократ, интересующийся Китаем, хочет добраться на лошадях до Пекина, собирая материалы для создаваемого в Гельсингфорсе (Хельсинки) музея финно-угорских народов. В качестве используемого *втёмную* легального прикрытия, решено было использовать известного французского учёного с мировым именем Поля Пеллио, который незадолго до этого открыл Карокорум — столицу сына Чингиз-хана Удэгея.

Для засекречивания связи было решено использовать парижский контакт, для чего туда отправился отец Маннергейма.

Времени было катастрофически мало — Пеллио уже сидел на чемоданах. Начальник Генштаба Палицын поставил задачу : за два месяца провести полную подготовку экспедиции.

Все это время происходила личная подготовка полковника, которому предстояло безупречно сыграть роль ученого. Маннергейм получил доступ в закрытую библиотеку Генштаба, где ознакомился с материалами разведывательной экспедиций полковника Николая Пржевальского.

В Музее антропологии и этнографии занятия с бароном проводил генерал Бильдерлинг — одна из ключевых фигур российской военной разведки того времени и по совместительству действительный член Русского географического общества. Были проведены курсы фотосъемки и фотопечати, работы с геодезическим оборудованием, уроки шифровального дела.

Основной задачей являлась прокладка пути для русской кавалерии до Пекина, разведка китайских гарнизонов, выяснение возможности организации военной базы в г. Ланчжоу.

До Кашгара путь проделали вместе с экспедицией Поля Пеллио ( потом их пути разошлись). В Кашгаре Маннергейму предстояло «крещение китайскою фамилиею».

Вот как он сам рассказывает об этом. «Иностранцы обычно поступают следующим образом. Ставят первым один из немногочисленных иероглифов, употребляемых китайцами в виде фамилий. При этом выбирают такой, который фонетически более всего соответствует первому слогу данной фамилии. К нему прибавляются два других, составляющих вместе с первым красивое изречение... Мне была дана очень распространенная среди китайских мусульман фамилия Ма (конь) и к ней добавлено «да-хан», что вместе значит: «Конь, проскакавший через звезды».

Азиатский бросок русского разведчика Ма-да-хана, он же полковник Маннергейм

Скажем сразу : невероятный по сложности маршрут (даже для сегодняшнего времени), длиной 3087 км. через горы, ледники и пустыни, был не только пройден за 2 года и 4 месяца, но и нанесён на карту. Были разведаны 20 китайских гарнизонных городов, железнодорожная сеть, попутно собрано 1200 уникальных предметов культуры, 2000 древних манускриптов, 1353 фотопластинки, огромное количество дневниковых записей.

Азиатский бросок русского разведчика Ма-да-хана, он же полковник Маннергейм

Были налажены контакты с ключевыми фигурами в разных частях маршрута. На этой фотографии Маннергейм и Пеллио на аудиенции у Курмаджан-датки. Эта 96 -летняя женщина имела чин полковника Русской Императорской армии и генерала Кокандского ханства и Бухарского эмирата. Рассказ о ней — в будущем.

Азиатский бросок русского разведчика Ма-да-хана, он же полковник Маннергейм

Маннергейм добился невероятного : встретился с далай-ламой, которому преподнёс в подарок пистолет браунинг. Далай-лама оказал ему высшую честь — полковник сидел на пяти подушках.

Азиатский бросок русского разведчика Ма-да-хана, он же полковник Маннергейм

Вместе с тем напряжение во взаимоотношениях с китайскими властями, которые находились под давлением японцев, нарастало. Китайцы делали намёки, что поняли, с какой миссией прибыл финский учёный.

Азиатский бросок русского разведчика Ма-да-хана, он же полковник Маннергейм

По команде из Петербурга миссия была закончена. И уже 21 декабря 1908 года был заслушан отчёт в Генеральном штабе.

А затем Маннергейма принял император и поздравил с присвоением звания генерал-майора.