А вы знали ? С 1980-го и до Чернобыля под Минском строилась АЭС
Эра атомной энергетики в нашей стране должна была начаться еще в 1988 году, с вводом первой в БССР атомной теплоэлектроцентрали. Расположенная в 40 километрах от Минска, она могла бы обеспечивать электроэнергией и теплом стремительно растущую столицу и ближайшие населенные пункты. Но чернобыльская трагедия внесла свои коррективы.
Фото из архива ТЭЦ-5
Большая стройка в 40 км от столицы
В начале 80-х активно растущая столица БССР стала испытывать нехватку тепловой энергии. При этом котельных становилось все больше, да и выбросы от них в атмосферу негативно влияли на экологию. Поэтому 26 июня 1980 года ЦК КПСС и Совет министров СССР подписывают ряд документов, согласно которым к 1988 году под Минском предполагалось построить первую в БССР атомную электростанцию. Ее проектная мощность должна была составить 2000 МВт электрической и 1800 Гкал/час тепловой энергии.
Спустя 8 месяцев была определена площадка для строительства атомной теплоэлектроцентрали и города-спутника — на землях колхозов Пуховичского района, в 40 километрах к юго-востоку от столицы, рядом с поселками Свислочь и Руденск.
Фото из архива ТЭЦ-5
В 1982 году создали дирекцию атомной электростанции, возглавил ее Виктор Шамановский, а в 1983-м началось возведение жилья и объектов соцкультбыта.
Фото: Павел Орловский, Mlyn.by
«Город энергетиков» рос на глазах. На грандиозную комсомольско-молодежную стройку в Пуховичский район приехало более трех тысяч человек со всего Союза. Среди них оказался и Николай Паречин. Во время одной из командировок на АТЭЦ директор станции заприметил молодого водителя и предложил работу. Тот согласился.
Фото: Павел Орловский, Mlyn.by
— Мы же молодые были… Таких, как я, сюда приехали тысячи, — рассказывает Николай Леонидович. — Как сейчас помню, устроился я на работу 25 марта 1983 года. По табелю числилось всего четыре человека, я стал пятым. При мне закладывали первый камень атомной станции. Тогда на ее месте были только кусты и поле. Постепенно расчистили площадку, начали строить пускорезервную котельную. Следом появились административный корпус, склады. Помню, как забивали сваи первого блока.
На карте Пуховичского района появился новый поселок — Дружный
В сентябре 1985 года люди получили ключи от квартир в первых новостройках, а на карте района появился новый населенный пункт.
Фото из архива ТЭЦ-5
Среди школьников устроили конкурс: дети выбрали для поселка название, отражающее идею коллективизма, товарищества, ведь стройка объединила людей из разных уголков страны.
Так 2 февраля 1986-го поселок получил название Дружный.
К началу 1986 года построили промышленную базу, пускорезервную котельную. Было заложено бетонное основание первого реактора и вспомогательные производства, склады, бетонный завод — словом, вся необходимая инфраструктура.
Фото из архива ТЭЦ-5
Однако 26 апреля на Чернобыльской АЭС произошла трагедия. Строительство остановилось.
— В мае-июне 1986-го в Дружный переехали 1200 переселенцев из зоны аварии. Под их расселение передали несколько домов, которые предназначались для работников нашей станции. В это же время часть добровольцев из числа сотрудников АТЭЦ были командированы на Чернобыльскую станцию для ликвидации последствий катастрофы. С 3 сентября на 35 дней поехал и я, — вспоминает начальник отдела капитального строительства ТЭЦ-5 Александр Новик. Сам он перевелся в Дружный из Гомеля, был десятым по табельному номеру. Приехал вместе с женой — инженером-химиком.
Фото: Павел Орловский, Mlyn.by
Работы — прекратить, строительство станции — законсервировать
1 июля 1987 года новым постановлением ЦК КПСС было поручено законсервировать строительство станции. Судьба Дружного казалась незавидной, поселок также перестал строиться. Но уже в начале 1990-х благодаря Виктору Шамановскому в Дружном вновь началось возведение жилья для персонала. Один за другим появились малоэтажные коттеджи. Руководство строящейся станции содействовало в закупке материалов, возводить дома помогали сами работники.
Фото: Павел Орловский, Mlyn.by
ТЭЦ-5 стала единственной на постсоветском пространстве, введенной в эксплуатацию в 90-е годы
После развала СССР необходимо было модернизировать энергосистему Беларуси, поэтому руководство страны приняло решение перепрофилировать атомную электростанцию в теплоэлектроцентраль на органическом топливе. На строительство АТЭЦ в 80-х приехало много специалистов-атомщиков. С изменением профиля станции некоторые из них вынуждены были искать себе новое место работы.
Фото: Павел Орловский, Mlyn.by
Первый энергоблок мощностью 320 МВт был запущен в 1999 году. ТЭЦ-5 в Пуховичском районе стала единственной на всем постсоветском пространстве, введенной в эксплуатацию за 90-е годы. В 2008-м, по словам директора Владимира Кишко, начато строительство второго энергоблока мощностью 400 МВт, который в 2011 году ввели в действие. Это был первый в нашей стране опыт строительства таких блоков и заключения договоров с зарубежными корпорациями.
Фото: Павел Орловский, Mlyn.by
По стопам ТЭЦ-5 впоследствии пошли Лукомльская и Березовская ГРЭС.
Комментарии
Для Беларуси же - это полистории
Здравая мысль у него есть. Хотя я более русифицирован в этом. Просто расширил бы сферу белорусского на госуровне, но все гуманитарные науки на белорусском - это слишком
Нет.
И белорусов нет.
И ненцы - тоже русские
Комментарий удален модератором
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%90%D0%AD%D0%A1
А два десятка оплавлений активной зоны атомного реактора 1 блока Белоярской АЭС тоже "хохлы" сотворили, или всё-таки это сотворили генеральный конструктор Доллежаль с президентом АН СССР Александровым?
Готовую станцию просто разворовали при Ельцине.
И слава Богу. Не место атомным станциям в центре страны.
Конкретно для Мiкалай Паддубiцкi - с уважением к Вам готов обсудить ВСЕ возможные решения для Республики Беларусь. Я люблю Эту Землю и Этот Народ. Это Мой народ. Это Моя сущность..
953-й Витебский орденов Суворова и Кутузова, им. Ленинского Комсомола Белоруссии бомбардировочный авиационный полк.
Я работал авиадиспетчером в 1988/1993 в Гомеле. Особенно в 1988/91 настрадались мы от летунов, которые в Беларуси базировались. Постоянные, ежедневные запреты высот, азимутов, эшелонов. В небе никого - а летать низзя. Действует запрет. Скорее всего военные офицеры дальней зоны распиздяи забыли его снять..
В эти годы на чем летал полк ? СУ-24 ? СУ-17 ?
Гомельский аэропорт помню в качестве гражданского пассажира)) (( Прилетаешь из РнД в 8 вечера, и ничем не выедешь - ни автобусов, ни такси... (!) Впрочем, вся страна была такой. Щас в другом дыры такие, что только диву даешься... Я служил штурманом после военной кафедры НПИ. Дальше было "выше и выше и выше". Я рассматривал возможности выхода на "голову". Пока к решению не пришёл.
Надо жить. Надо дужить. Надо развиваться.
Да, транспорт в Гомельский аэропорт не налажен и сейчас. Да и делали его для чартеров в Тюменскую область. Даже гостиницу построили нефтяники. Да и почти умер аэропорт. Ввиду того, что самой прибыльной организацией остаются мои бывшие коллеги (Белаэронавигация), то аэропорт передан им. Рейсы единичны. Поддерживает только то, что он запасной с неплохим оборудованием и полосой в 3,5 км.
Я по ВУС тоже штурман ВТА. Но так как с 1987 г. ВВС стали отказываться от штурманов. то ВУС переписали в офицер боевого управления.
-------------------
Да уж... Люто ураганили на просторах убитого СССР демократы, люто...