Индекс Джини, или почему рядовому работнику не хочется работать?

На модерации Отложенный

Речь пойдёт о таинственном для многих «индексе Джини», по которому Россия сейчас приблизилась к показателям исламских халифатов XVIII– XXвеков. В экономическом смысле, а вовсе не из-за некоего обилия верующих. Их у нас ещё меньше, чем в печально знаменитом ныне «государстве Ирака и Леванта» (запрещено в РФ законом), созданном американцами. Речь идёт об экономическом тупике, в котором обязательно оказываются государственные образования, не следящие за текущей величиной очень болезненно влияющего и удивительно показательного «индекса Джини». Что это за показатель? Попытаемся понять, разглядеть и примерить к себе.

В далёком 1923 году Муссолини – «большой друг народа» сделал ему подарок, введя в почётные сенаторы уже старенького математика-экономиста Вальфредо Парето. За что? Дело в том, что Парето констатировал, скорее, разоблачил печальную историческую закономерность – в государстве неизменно складывается так, что 80% национальных богатств находятся в руках 20% населения – у элиты государства. При том, что реально его национальное богатство создают 80% народа. Обидно? Сначала так показалось и Муссолини. Он немедленно и громко поведал об этом итальянской толпе: «Наступил момент это сломать!». Демагогия на этой почве дала ему власть и т.д. А мы задумаемся - реально ли при стандартной здравой психологии среднего гражданина отойти от соотношения Парето 80 к 20? И почему оно так нудно и неуклонно прослеживается во всём человеческом? 

Действительно, принцип жил и действовал до констатации его в статьях Парето. И удивительно - при такой "несправедливости" соотношения Парето цивилизация благополучно развивалась. Более того, она особенно хорошо развивалась в тех странах, где естественным образом складывалось это самое «соотношение Парето». Время от времени очередным революционерам заходило в голову, что именно им удалось догадаться, что наступил момент, когда есть возможность сломать эту ужасную «правду Парето». Скажем, за что боролись матросы Петрограда в 1917 году? За справедливость, конечно.

Пусть 10% населения получают 10% экономических благ. Наращиваем толпу и делаем так, чтобы 20% населения получили 20% общих благ, увеличиваем толпу дальше – пусть 30%  получат 30% благ и т.д. Перед нами «матросский идеал» – абсолютно, как им казалось, справедливое распределение. Изобразим его на графике. Рисуем на бумаге квадрат 100% на 100%. По горизонтали отложим названные выше проценты от всего населения, а по вертикали проценты от всех благ страны. Цифры «матросского замысла», названные выше, дадут просто прямую линию из нижнего левого угла в правый верхний. Экономисты назвали её  «идеальная прямая Лоренца». (Реакцию читателя понимаю – «Ужас как не хочется читать про какие-то графики!». Прочитайте! Возьмите себя в руки! Вдруг вас перестанут обманывать). Нарисованная нами прямая, как кажется, графический показатель всеобщего счастья! Так ли это?

Например, осуществился ли где-то когда-то «матросский идеал» в истории? Увы! Даже если он где-то существовал, то обязательно недолго и описывать его историю попросту было некому! Ибо, как сказал один мудрец: «Писаная история – это кладбище аристократий». Ведь историю пишет элита, которой в «матросском идеале» нет места. И конечно, элита описывает историю элиты, изредка упоминая народ. Для писаной истории нужны историки из тех же 20% Парето , чтобы, спокойно управляя 80% богатств, лежа на диване устами очередной Шахерезады рассказывать, что «халиф жил долго и граждане халифата были счастливы». Она не скажет, что счастливы в государстве были не более 20%, пишущих именно свою историю.  А в реальных халифатах и ещё меньше. На сколько меньше?

Вернёмся к графику в квадрате 100% на 100%. Напротив 80% населения по горизонтали ставим точку на высоте 20% по вертикали  – в соответствии с «принципом Парето». В эту точку с координатами 80% и 20% проводим прямую из начала квадрата. Далее ломаную линию продолжим в точку 100%-100% - ведь в итоге «все получат всё» в любом случае... Теперь наша ломаная описывает распределение благ «при Парето». Видим, что ломаная идёт ниже прямой «матросского идеала». Между «матросами» и «Парето» образовался треугольник. Вот отношение площади этого нашего треугольника к площади под «матросской прямой» и есть индекс Джини. Подсчитав площадь треугольника, узнаем, что при следовании принципу Парето индекс Джини составит величину 0,6. Если случилось в распределении благ общества «матросское счастье», то индекс будет равен нулю – полное равенство. А вот если все блага себе «взял халиф», то индекс будет равен единице. Значит, между нулём и единицей существует что-то разумное. Действительно, история доказала, что стихийно найденный развивающимися цивилизациями исторический оптимум – это как раз приближение "снизу" к значению 0,6. Конечно, реальное общество, страна, регион могут на практике локально и по разным причинам уходить от значения 0,6. Обычно, скажем, уходить по не очень разумным и даже иногда некрасивым причинам.

Справедливости ради отметим, что растолкованный нами выше простой и наглядный показатель – индекс Джини дико раздражает элиты определённого типа государств из-за его страшной разоблачительной силы.

Одни государства шумно опровергают поступившие в ООН данные по индексу Джини, «разоблачая субъективизм заказных статистиков», а другие наоборот – как в песне «взглянул на Шмаровоза между прочим» – абсолютно равнодушны к изобретению Джини. Почему?

Чем больше неравенство в распределении благ, тем больше величина индекса Джини. В ханстве, в халифате, в ОПГ, в других подобных человеческих затеях индекс Джини может оказаться близким к единице. В противоположность этому, в охваченном социалистическим экспериментом сообществе индекс Джини может искусственно поддерживаться очень малым по величине (например, способом высокого концентрирования скромных в общем объёме богатств в руках исключительно узкого круга – какого-нибудь Политбюро). И та, и другая крайности заводят экономику общества в тупик. История многократно это проверила!

Дело в том, что при большой величине индекса у настоящего «творца экономики», то есть, у рядового работника резко ослаблена мотивация к труду – ему всё равно «ничего не достанется», заберёт местная или общая элита, заберёт «халиф». Но и при малом значении индекса Джини рядовой труженик также не заинтересован в трудолюбии. В этом случае нет соревновательной борьбы за блага и главное «я живу не хуже других». А бездельничающая при этом масса «других» при «матросском счастье» живёт вся одинаково бедно.

Похоже, действительно крайности индекса Джини ведут в тупик! История многократно это проверила!

Так уж устроена суммарная психология общества, складывающаяся из обидчивости граждан, из завистливости жён, из обид малышей в классах школ, что индекс Джини реально развивающегося и энергичного общества стабилизируется около оптимума Парето. Грубые нарушения его, особенно приближением к единице, чреваты переворотами, революциями и прочими затеями, вытекающим из самых земных и ощущаемых каждым из нас свойств личности. В частности, движение индекса Джини к единице повышает вероятность переворота в стране!

Как выглядит история фактического индекса Джини стран? Долго рассказывать… ООН каждый год публикует соответствующие данные. Они есть в Интернете. А о перепадах между зарплатами начальника и рядовым работником, от которого напрямую (напрямую!) зависит стабильность начальника, у нас размышляет всякий и очень тщательно. Так же, как размышляют и о странных цифрах «средних зарплат» на предприятии, где 2 миллиона начальника складывают с 16 рублями молодого изобретателя и получают среднюю зарплату в 1 миллион 08 рублей – ведь «точность статистики» прежде всего! У неё каждый рубль на учёте!

Итак, про Россию. «Составленный банком Credit Suisse отчёт Global Wealth Report оценивает индекс Джини в России в 2012 году в 84 % (0,84; по богатству, а не по доходам), что по мнению банка является максимальным значением среди всех крупных стран мира». Ну чем не «православный халифат»? Даже по официальным данным и даже если не углубляться в перепады между зарплатами на вашем предприятии.

А вот цитата из Википедии для Китая. «Если учесть ещё неофициальные доходы, уклонение от налогообложения, коррупцию, то коэффициент Джини будет 0,51 и выше. Судя по официальным номинальным доходам, разрыв уже достаточно велик. За время реформ, то есть за одно поколение, Китай прошел путь от коэффициента 0,2 до 0,5. Переход от справедливого к подчеркнуто несправедливому обществу очень заметен». Мы являемся свидетелями развития страны как процесса приближения к «обществу Парето». Китай реально и мощно развивается.

В действительности, стабильное общество держит индекс в районе величин 0,4-0,5 (США, Великобритания, Италия). То есть, довольно жёсткий расклад 80:20 по Парето, приводящий к значению в 0,6 индекса Джини, государствам представляется как довольно опасная грань в отношении сохранения социальной стабильности.

И теперь, может быть, самое главное – изменения и перепады индекса Джини исключительно сильны по влиянию на динамику экономики!  Внешне небольшой сдвиг может радикально изменить общественное настроение и ход экономики – будь то страна, или же отдельное предприятие.

Вывод из сказанного предельно прост. А что мешает законодательно ввести индекс Джини для разоблачения «внутренних тормозов» прогресса отдельных предприятий России, отраслей? Индекс Джини как стандартный отчётный показатель каждого предприятия с целью  ПРЯМОЙ  ОПЕРАТИВНОЙ  ОПТИМИЗАЦИИ  ЭКОНОМИКИ  СТРАНЫ ?

Уезжают за рубеж на богатое ПМЖ наши бывшие большие начальники, например, сельского хозяйства страны, например, железных дорог страны и пишут оттуда нам укоризны в роскошных книгах по поводу нашей же глупости. И конечно, 20% наших жителей «совершенно согласны» с их отважным раскрытием «отдельных недостатков» нашей экономики. Потому, что эти очередные  20%  мечтают когда-нибудь из своего нового далёкого ПМЖ сообщить оставшимся 80% правду об их глупости несоблюдения индекса Джини, позволившей им наворовать несметное богатство у страны, которая не пожелала этот самый индекс выучить и строго применить.