TIME: Американский спецназ несет потери в Африке
Пару дней назад вышла интересная статья в газете TIME о действиях американского спецназа в Африке.

Совместный отряд в составе 12 американских спецназовцев из сухопутных войск и 30 военнослужащих из республики Нигер возвращался на базу после двухдневного разведывательного рейда по отдаленным районам вдоль границы Нигера и Мали.
Уставшие и измотанные коммандос только что поговорили со старейшинами в деревне Тонго-Тонго, ранее побывав в оставленном лагере террористов. Они пытались получить разведывательные сведения о неуловимом террористе. Но это было бесплодная затея. Кто бы ни находился в этом лагере, ушел оттуда еще несколько дней назад. Полуденное солнце начинало припекать все сильнее, и спецназовцы отправились в путь длиной 170 километров.
Вдруг раздались выстрелы. Около 50 боевиков на мотоциклах и в грузовиках напали на конвой, прижав солдат в земле. Будучи не в состоянии продвинуться вперед или отступить, чтобы выйти из-под обстрела, спецназовцы были вынуждены залечь под огнем из РПГ и минометов. В результате двухчасового боя четверо американских солдат погибли.
Когда 4 октября появились новости о засаде в Нигере, Вашингтон отреагировал на это с изумлением. Что вообще делали спецназовцы в Нигере, и почему Пентагон направил дюжину своих самых элитных военнослужащих в страну, которую большинство американских граждан не смогут найти на карте, и где Америка, насколько это известно, не ведет никаких войн?

Когда стали известны подробности, возникло большое неудобство из-за такого незнания. Целью этой разведывательной операции под кодовым названием Naylor Road был Ибрагим Донду Чефу (Ibrahim Dondou Chefou). По данным разведки и военных источников, которыми они поделились с журналом Time, этот человек несколькими днями ранее присутствовал на совещании региональных лидеров «Исламского государства» (запрещенная в России организация — прим. пер.), действующего в Сахаре.
Но вопрос заключался в другом. Почему предположительно неопасная операция по поиску этого заброшенного лагеря привела к гибели четырех военнослужащих?
Лидер сенатского меньшинства на Капитолийском холме Чак Шумер (Chuck Schumer) и ястреб Линдси Грэм (Lindsey Graham) из Южной Каролины открыто признались, что они ничего не знали о наличии американских войск в Нигере, не говоря уже о том, что в последние годы численность группировки там выросла до 800 человек.
Кроме того, у этих военнослужащих не было необходимых средств поддержки. Американские военные самолеты отсутствовали в этой стране и не могли перебросить военнослужащих с места засады на базу в столицу Нигера Ниамей. Вместо этого Пентагон сделал ставку на французские вертолеты и на подрядчика из Техаса компанию Berry Aviation со штаб-квартирой в Сан-Маркосе. Многие американцы узнали об этом инциденте только после того, как президент Дональд Трамп вступил в публичную перепалку со вдовой одного из убитых военнослужащих.
Мало кому известная группировка войск в Нигере — это лишь небольшая часть американского спецназа, расширяющего свое присутствие во всем мире. В каждый конкретный момент за рубежом действует восемь тысяч самых элитных американских военнослужащих, в том числе «морские котики» из ВМС, военнослужащие из отряда сухопутных войск «Дельта», спецназ сухопутных войск и прочие подразделения.

В 2001 году их было 2 900. В 2017 году американские военнослужащие присутствуют в 143 странах, то есть, в 75% государств мира. Об этом свидетельствуют данные, предоставленные Командованием специальных операций, которое руководит данными подразделениями.
Назовите любую страну в самых неспокойных регионах мира, и скорее всего, вы обнаружите, что там действует спецназ США. В Ираке, Афганистане, Сирии и других местах он проводит рейды против террористов и уничтожает их. На истерзанном войной Ближнем Востоке американские коммандос обучают египетских и саудовских военнослужащих воевать с партизанами и повстанцами. Расположившись на постоянных базах в бывших странах советского блока, они оказывают противодействие российским операциям влияния. В Южной Корее спецназ США помогает местным военным составлять планы контрударов на случай наступления северокорейской армии.
Трамп очень активно использует коммандос. Он с самых первых дней пребывания у власти отдает приказы о ночных рейдах по уничтожению террористов. И он ослабил ограничения буквально для всех, начиная с самых высокопоставленных генералов и кончая командирами подразделений на местах.
За последние 16 лет специальные операции превратились в новый американский способ ведения войны. Если раньше эти элитные подразделения дополняли и обеспечивали работу обычных войск, то теперь политики постоянно обращаются к их услугам, когда им нужно решить ту или иную щекотливую проблему в нашем сложном и неспокойном мире.
Хорошо подготовленные американские коммандос — это не просто охотники и убийцы. Они все чаще выступают в роли военных инструкторов, дипломатов и государственных строителей.
С типичным для спецназовцев мрачным чувством юмора они шутят, что американская администрация превратила их в «кнопку», нажимая ее всякий раз, когда в горячую точку вместо обычных военных можно направить коммандос, избежав при этом неблагоприятной политической реакции.
Непрестанные командировки негативно сказываются на самых суровых и закаленных воинах нашей страны. А это, в свою очередь, вызывает обеспокоенность по поводу того, что войска специального назначения используются слишком активно и с чрезмерным напряжением сил. За этот год при выполнении боевых задач в четырех странах мира погибли 11 спецназовцев.
Впервые с момента создания Командования специальных операций в 1987 году коммандос гибнут в таком большом количестве стран. Постоянные заграничные командировки создают проблемы дома, из-за чего Пентагон был вынужден сформировать специальную рабочую группу, которая пытается решать проблемы наркомании и алкоголизма, занимается кризисными ситуациями в семьях, а также проблемами суицида в рядах военнослужащих. Из-за частого использования подразделений специального назначения также увеличиваются шансы на ошибки на поле боя.
Пентагон в настоящее время проводит как минимум одно расследование по факту гибели гражданских лиц от рук американских спецназовцев в Сомали, а еще одно расследование ведется в рамках дела о предполагаемом убийстве зеленого берета двумя морскими котиками.
Генерал-майор в отставке Майкл Репасс (Michael Repass), который командовал силами специальных операций в Европе, говорит об этом еще более грубо и откровенно. «Мы не просто обтрепались по краям, мы трещим по всем швам. Мы довели свой спецназ до полного изнурения».
продолжается и при Трампе. Придя к власти, этот республиканец в первую очередь ослабил контроль над специальными операциями, которые коммандос проводили в Йемене. Уже в первую неделю своего пребывания в Белом доме Трамп отдал распоряжение о проведении нападения на лагерь «Аль-Каиды» в этой стране. Однако начавшаяся еще ночью совместная операция вместе с войсками из Объединенных Арабских Эмиратов пошла не так, как надо. Боевики были готовы к нападению и взялись за оружие. Поэтому морским котиком пришлось прорываться и отходить назад.

В ходе этой операции погиб 36-летний морской котик Уильям «Райан» Оуэнс (William Оwens).
Еще три спецназовца получили ранения. Кроме того, было убито более десятка гражданских лиц. Спустя два месяца Трамп приказал провести активную кампанию против боевиков из организации «Аш-Шабаб» в Сомали, что на востоке Африки. В ходе рейда 5 мая погиб 38-летний спецназовец из состава отряда морских котиков Кайл Милликен (Kyle Milliken), а еще два котика получили ранения.

Сегодня почти все боевые потери американских войск приходятся на силы спецназа, хотя они составляют менее 5% от общей численности вооруженных сил. В 2016 году потери среди коммандос впервые превысили потери в обычных войсках. В 2017 году эта печальная статистика повторилась.
Элитные подразделения американского спецназа наращивают свое присутствие в мире как раз в таком неоднозначном качестве. Чаще всего они действуют в составе оперативных отрядов «Альфа» численностью 12 человек. Все проходят отбор, который длится от года до двух лет. Все проходят курсы обучения в Форт-Брэгге, где им прививают основные навыки и умения, и где они занимаются физической, тактической и специальной подготовкой.
Затем эти отряды проходят дополнительную подготовку в соответствии со своими будущими задачами. Они изучают языки местного населения тех стран и регионов, где им предстоит действовать, знакомятся с их культурой и обычаями. Кроме того, им дают специальные знания. Некоторые спецназовцы учатся решать медицинские проблемы местного населения. Другие учатся правильно заниматься скотоводством в тех местах, где люди живут в основном за счет скота. А кое-кто становится экспертом по сельскому хозяйству в рамках операций по борьбе с наркотиками.
Активнее всего американский спецназ наращивает свое присутствие в Африке. За прошедший год Пентагон перебросил на этот континент более 15% военнослужащих из сил специального назначения, которые помогают довольно небольшим и слабо оснащенным армиям африканских стран.
В 2006 году в Африке действовал всего 1% американских спецназовцев. Если 10 лет тому назад военнослужащие американских сил специального назначения направлялись на черный континент лишь время от времени, то сейчас там примерно в десятке стран постоянно находятся 1 200 спецназовцев.
Комментарии