Адвокат Анна Браун: «Начать суд против Родченкова в США невозможно»

На модерации Отложенный

Экс-глава Союза биатлонистов России Михаил Прохоров заявил, что готов «привлечь лучших юристов», если российские спортсмены, уличенные в применении допинга, захотят «отстоять свое честное имя».

Бизнесмен и бывший президент Союза биатлонистов России Михаил Прохоров заявил, что готов «привлечь лучших юристов», если российские спортсмены, уличенные в применении допинга и лишенные олимпийских медалей, захотят «отстоять свое честное имя». При этом он особо подчеркнул, что главным фигурантом будущего судебного процесса должен стать экс-глава Московской антидопинговой лаборатории Григорий Родченков, сообщивший о существовании в России государственной системы применения допинга.

«Уверен, что один из судов необходимо инициировать на территории США, чтобы была возможность допросить в рамках судебного процесса «торговца смертью» Родченкова», - сказал Михаил Прохоров. 
О том, почему инициатива российского олигарха обречена на провал, и чем может закончиться иск против Всемирного антидопингового агентства в судах США, «Голосу Америки» рассказала нью-йоркский адвокат Анна Браун.

- Михаил Прохоров пообещал «любую юридическую и финансовую поддержку», если российские биатлонистки Яна Романова и Ольга Вилухина решат судиться в США с экс-главой московской антидопинговой лаборатории Григорием Родченковым. По решению Международного олимпийского комитета обе спортсменки были пожизненно отстранены от участия в Олимпийских играх, а их результаты, достигнутые на Играх в Сочи, аннулированы. Каковы перспективы подобного судебного иска в Соединенных Штатах?

- Федеральные суды в США действительно рассматривали несколько дел спортсменов, которые подавали иски против американского филиала Всемирного антидопингового агентства (WADA).

Самый, наверное, известным и прецедентным стало дело американского велогонщика Лэнса Армстронга. В 2012 году в Западном округе штата Техас он подал иск, попытавшись опротестовать решение антидопингового агентства о пожизненном отстранении от участия соревнованиях.

Его адвокаты сослались на процессуальные нарушения, допущенные при расследовании, а также на то, что чиновники WADA нарушили конституционные права спортсмена, в частности 4-ю поправку к Конституции США, запрещающую необоснованные обыски и задержания. 
Суд с доводами юристов (Армстронга) не согласился, решив, что все действия чиновников агентства соответствуют требованиям американского законодательства. Но главной причиной для отклонения иска стало то, что суд (в западном Техасе) просто не мог принимать решения в подобном споре.

- Почему?

- Это не в его юрисдикции. Когда спортсмен подписывает контракт на участие в Олимпийских играх или других соревнованиях, он одновременно подписывает соглашение о том, что все споры о том, соответствует ли его физическое состояние требованиям антидопингового агентства, могут разрешаться исключительно в Спортивном арбитражном суде в Лозанне.


То есть, подать подобный иск в США можно, но в предыдущие годы все попытки закончились безрезультатно.

- Но Михаил Прохоров говорит о подаче иска не только против WADA, но и лично против Григория Родченкова.

- Это невозможно потому, что не известно местонахождение Родченкова. Юристы в США люди очень креативные, и могут придумать множество оснований, по которым можно привлечь к суду любого человека или организацию.

Но для того, чтобы суд принял иск к рассмотрению, повестку нужно вручить ответчику в течении 90 дней с момента открытия дела. Каким образом это можно сделать в случае Родченкова, который пребывает в неизвестном месте, и, по некоторым сведениям, находится под защитой Программы по защите свидетелей Министества юстиции США, я не знаю.

- Но можно передать повестку его адвокату.

- Нет. Согласно правилам федеральных судов и судов штатов, повестка должна быть вручена ответчику лично в руки.

- То есть, с юридической точки зрения, подать в суд на человека, который находится под программой защиты свидетеля, невозможно?

- Можно подать в суд, но начать судебный процесс и выиграть такой суд нельзя. Даже если каким-то образом истцу удастся вручить повестку, дело скорее всего будет приостановлено до тех пор, пока ответчик находится под защитой программы.

- А как долго можно находиться под такой защитой?

- От нескольких недель до нескольких лет, или просто до конца жизни. Такие программы обычно засекречены, и все действия по защите свидетеля описаны в договоре между самим свидетелем и министерством юстиции. Каждый человек, согласившийся на участие в программе, заключает договор, по которому минюст обязуется организовать его переезд, оплатить жилье и так далее. Но все это является частью конфиденциального соглашения, условия которого никогда не разглашаются.

- Михаил Прохоров также упомянул, что к суду, помимо Родченкова, должны быть привлечены и некоторые чиновники MOK и WADA.

- Подать иски против сотрудников международного агентства, которые готовили доклад (об использовании допинга российскими спортсменами), вполне возможно. Можно попробовать привлечь (Ричарда) Макларена за клевету, а какие-то компании, заключившие со спортсменами контракты на рекламу своей продукции, могут подать иски об упущеной прибыли. Вариантов много, но речь тогда не идет об обжаловании решения Всемирного антидопингового агенства. В национальных судах всех стран мира еще не было ни одного дела против WADA, которое было бы выиграно, и в результате которого кому-либо был возмещен нанесенный ущерб.

- К вам сейчас не обращаются с просьбами иницировать подобный процесс в американском суде?

- Это конфиденцильная информация, которая останется между мной и моими клиентами, поэтому я не могу давать никаких комментариев. Но интерес такой есть.