Облик грядущего. Конец закона

Вся система стоит на таких мелких, мягких, безвредных наказаньицах, которые даже и не наказания вовсе, но все привыкли их бояться. И на таких же мелких подачках в качестве положительного стимула… Человека можно наказать очень больно, но он, по крайней мере, будет гордиться этим наказанием. Он будет думать, что он что-то значит, раз его так наказали. Прелесть мелких уколов - в том, что они не дают пищи для гордости. Ты просто лишаешься какого-то мелкого удобства... и никакой тебе моральной компенсации. И тем более сочувствия от ближних. Очень продуманная система.
/М. Харитонов | God Mode/
Человек не нуждается в том, чтобы работать.
Идеальное состояние для обывателя – сытая бездельная жизнь без серьёзных проблем и необходимости принимать решения.
Французский рантье позапрошлого века именно такой жизнью и жил. Не ощущая при этом ну никакой потребности встать к станку или к конторке. И его жизнь не назовёшь пустой. Даже если она состояла из завтраков, обедов, ужинов, чтения газет и посещения оперы. Этих занятий вполне достаточно, чтобы целиком и полностью занять человека. Если же сюда добавить пару завитушечек – скажем, гурманство и туризм – то такой товарищ может жить хоть сто лет, занимаясь любимыми делами, никого при этом не беспокоя и не раздражая.
Разумеется, это предполагает сохранение денег как универсального мерила стоимости. «Коммунизм», когда каждый «берёт что хочет и сколько хочет», не наступит никогда. Ресурсы, доступные человеку, есть и будут ограниченными. Однако «бесплатную жизнь» обеспечить можно.
Вопрос – нужно ли.
Французский рантье был существом законопослушным и даже пугливым. Но это потому, что он понимал, насколько шатко его социальное и экономическое положение. Не будучи инвестором-спекулянтом, он всё равно должен был думать о надёжности своих вложений, гарантией которых он видел сохранение существующих порядков. Во всяком «волнении» он видел для себя опасность, а любые полицейские меры поддерживал хотя бы аплодисментами. Типаж понятный, с ним легко.

Но будут ли такими же обеспеченные безработные будущего?
Скорее всего, нет.
Если, конечно, просто давать им деньги – то есть устроить какой-нибудь «безусловный основной доход», достаточный для приличной жизни.
Во-первых, пугливость рантье была связана с ощущением ненадёжности жизни. Жизнь мира будущего будет сверхнадёжна, поскольку её гарантом будет техника. Французский рантье жил в эпоху войн (как у себя дома, так и на окраинах, и все они влияли на экономику), недородов (помните значение этого слова?), волнений, афёр (одна «панама» чего стоила!) и многих других траблов. В мире будущего подобные вещи до конца исключить не удастся, но ощущение прямой связи личного кошелёчка и глобальных проектов уже не будет. Вера в стабильность существующего порядка станет очень высокой.
«Делайте что хотите, а мою тысячу евро в месяц платите».
Во-вторых, раньте чувствовал, что принадлежит к очень тонкому слою обеспеченных людей, а ниже – океан нищеты. Сидя в уютном ресторане, он знал, что за стеной, на улице – голодные толпы. В мире будущего – разумеется, в Первом Мире – так будут жить все. Никаких голодных толп за стеной не будет. Все бедные будут жить и умирать где-то там – в Датинской Америке, в Индии, в Бирме, ещё где-то за пределами светлого круга цивилизации.
Соответственно, это будет поощрять социальную безответственность. Начиная от мелкой бесцельной преступности типа вандализма и кончая увлечением левыми идеями (что может сделать из относительно нормального человека убийцу и преступника, который будет резать головы во имя идеалов феминизима, вегетарианства или ислама: это уже неважно).
Как предохраниться от этого?
А очень просто.
Если до сих пор людям платили деньги за то, что они ДЕЛАЮТ, то в будущем будет оплачиваться то, чего люди НЕ ДЕЛАЮТ.
Иными словами, наступит эпоха наград на ХОРОШЕЕ ПОВЕДЕНИЕ, за лояльность и т.д. И, соответственно – наказаний за ПЛОХОЕ поведение, нелояльность и т.п.
Мы уже сейчас можем увидеть, как это делается. Так как Великий Эксперимент уже начался. По европейскому обычаю, он проводится за пределами Европы.
В данном случае – в Китае.
[Приведу лишь самые интересные места:]

В недалёком уже будущем жители развитых стран, не имеющие работы, будут жить так:
Они будут еженедельно получать небольшую сумму денег, которую будет хватать только для того, чтобы не голодать и иметь крышу над головой. Но на самом деле большинство граждан будет жить куда лучше. Потому что они будут получать бонусы и поощрения за хорошее поведение.
Перешёл улицу на зелёный свет – получил один балл.
Поклонился господину полицейскому – полтора балла.
Тщательно вытер ноги перед входом в государственное учреждение – полбалла.
За пять баллов можно получить тридцати процентную скидку в недорогом сетевом ресторане. Тридцать процентов – это весомо.
А если ты регулярно зарабатываешь по пять баллов в день, ты получаешь доступ к продовольственным кредитам и покупкам со склада.
На этом можно экономить до пятидесяти процентов. А уж если твой рейтинг возрастает выше обычного обывательского, то становятся доступны совсем уж волшебные вещи – начиная с оплаченных государством авиабилетов и кончая списыванием ипотечных кредитов.
Ну а теперь – внимание.
Мы все привыкли к тому, что нужно жить по правилам – но эти правила, как минимум, ИЗВЕСТНЫ.
Они сообщаются нам родителями, учителями, и в конце концов кодексами законов.
Закон – это самое важное.
Он существовал ещё до Гомера и сопровождал человеческую цивилизацию до XXI века включительно.
Так вот, этому древнейшему спутнику человеческой жизни – закону – приходит конец. Во всяком случае, в развитых странах.
Что его заменит?
Компьютерный анализ «больших данных» и система правил, которых никто не будет знать, что не освободит от необходимости им подчиняться.
[Как это выглядит уже сейчас в Китае:]
Заметим вот что.
Эта система вообще не основана на представлениях о справедливости, морали, праве и т.п. Все эти понятия выкидываются на помойку. Важно только то, что насчитал компьютер, анализирующий огромные массивы данных.
При этом его логика будет НЕПОСТИЖИМА человеческому разуму. Более того, сам компьютер не будет «знать», почему он принимает те или иные решения – они не будут иметь объяснений, ибо это будут выводы из статистических закономерностей.
Почему именно – неважно, да и неинтересно. Важно, что это выявленная статистическая закономерность.

Как будет жить человек будущего?
В СТРАХЕ, сравнимом с тем страхом, который испытывал французский рантье, боящийся, что его доходы станут жертвой войны, авантюры или политики правительства. Нет, этот страх будет даже больше, потому что воля железного бога будет совершенно непостижима. Ну или постижима лишь частично – что будет лишь способствовать невротизации.
Представим себе день западного безработного обывателя.
Вот он проснулся на полчаса раньше. За это он наказан потерей десяти баллов на счёте. Он в панике, но выпить алкоголь боится – есть мнение, что за алкоголь с утра минусуют двадцать баллов. Он не проверял, но и не хочет. Дальше он смотрит по сети свежие новости, стараясь слишком долго не задерживаться на страницах – прошёл слух, что за это минусуют на полбалла, а сейчас у него каждый балл на счету. На улице он перевёл старичка через дорогу. Обычно за это начисляют баллы, но старичок сам имеет категорию «плохой гражданин», а за общение с плохими гражданами наказывают. Ещё минус пять баллов. К счастью, он направился обедать в новооткрывшуюся харчевню и получает десять баллов за поддержку нового бизнеса. Под них он получает невозвратный микрокредит, на который и завтракает. На завтрак он берёт бокал шампанского, раньше за это не наказывали.
Но теперь новые веяния, на Самом Верху (это непостижимо где, люди боятся даже и думать, где это и что такое) принято решение минусовать любой алкоголь по утрам. Минус два балла, человечек в панике. Однако на улице он улыбнулся, глядя на памятник уважаемому политическому деятелю. Улыбку зафиксирует телекамера, электронный разум её проанализирует, сочтёт доброй, начислит балл.
Вот такая насыщенная жизнь будет у наших потомков.
При этом сами понятия «права», «закона», «справедливости» и т.п. полностью исчезнут.
Люди будут ГАДАТЬ, за что их наказывают и за что поощряют. Выработается специальная интуиция, некоторые особо продвинутые товарищи будут ПУЗОМ ЧУЯТЬ текущую линию (как сейчас некоторые чуют «модные тенденции»). Жизнь будет проходить в гаданиях – чем бы ещё ублажить электронную систему и как бы избежать наказания.
На что всё это будет похоже?
На жизнь под властью божества, абсолютно своевольного, иррационального (на самом деле сверхрационального, видящего отдалённые последствия) и столь же неумолимого. Однако это будет в целом комфортная жизнь.
Альтернатива же всегда рядом – это мир за пределами Запада: грязный, дикий, голодный, полный насилия и ужаса.
Ничего другого не будет в принципе.
Избежать всего вышеописанного, я думаю, невозможно.
Как только появилась возможность собирать о человеке данные в промышленных масштабах, она тут же будет использована. Она уже используется – и гораздо чаще, чем мы думаем.
«А дальше будет больше», так всегда бывает.
Так что превращение Первого Мира в стадо пищащих от страха крысёнышей неизбежно. И мы будем безумно завидовать этим крысёнышам, потому что за пределами их золотой клетки будет ужас, мрак и дикарство.
Впрочем…
Не хотелось бы заканчивать на печальной ноте. Вполне возможно, что особо избранные народы – например, граждане Швейцарии, Монако и Лихтенштейна – будут избавлены от этой системы. Все вокруг будут жить так, а они – по старинке. Ну, например, потому, что Хозяевам Мира захочется видеть вокруг себя не запуганных зверьков, высчитывающих баллы, а более-менее свободных граждан.
Из чисто эстетических соображений.
/Источник/

Комментарии