Религия ненависти, или куда мы пришли

На модерации Отложенный

Вообще говоря, православие не является религией ненависти. Есть страны, и даже такие, где церковь не то что не отделена от государства, но является одной из его основ, но где православие доброе. Это легко видно по всему, а по лицам и по глазам – прежде всего.

Но православие отнюдь не однородно. Есть старое православие – традиция, тянущаяся с апостольских времен, а есть более молодое и более энергичное. В чем отличие первого от второго – разговор долгий (желающих разобраться отсылаю к главе 43 моего "Света Жизни"), но факт, тем не менее, остается фактом: русское православие относительно молодо и очень энергично.

Энергично энергией неофитов, когда чувства много, а понимания мало. Но энергично не только этим – энергично энергией разрушения, зла, то есть, на религиозном языке – дьявольской энергией. Поэтому наши попЫ так охотно стреляют из пистолетов, освящают орудия убийства, благославляют войны, причищают и хуже того – пребывают в церковном общении с нераскаявшимися убийцами.

Энергия русского православия распределеная среди разных людей. Просто неофитов. Духовных младенцев с некоторым стажем религиозной жизни. Называющих себя "патриотами" ксенофобов, которым религия помогает повысить самооценку (без религии он знает о себе – дрянь я человек, а с религией все благообразится). Ну, и конечно, хитрецов-прагматиков, ни в какого бога не верящих, кроме бога своей пользы, как они ее понимают. Эти собирают с поля народного религиозного энтузиазма весьма недурной урожай. А есть и просто очень много злых людей, ищущих на кого бы излить злость. И церковь не оставляет их без помощи. Не помню случая, чтобы церковь гасила огонь злобы (если не считать, конечно, направленной на правительство). А вот чтоб разжигала – таких случаев не сосчитать.

И началось это не сегодня.Последние десятилетия перед революцией церковь благославляла (если не официально, то фактически) гонения на евреев. Погромщики шли с хоругвями. Впрочем, евреи были не единственным объектом религиозной ксенофобии. И я не помню ни коллективного покаяния церкви за эти убийства, ни покаяний в церкви отдельных убийц.

Антисемитизм вообще присущ христианству органически. Это могло бы показаться забавным, так как евреями были все основоположники христианства. Но здесь такой уровень рефлексии: человек может часами лежать распластанным перед изображением еврейки и в то же время  проклинать евреев. Да если бы только проклинать – убивать. Так устроены эти головы. Головы разных христиан – и западных, и восточных.

Но из разных христианских конфессии в последние века особой ненавистью к евреям отличалось именно русское православие. Чего тут греха таить.

Не все. Конечно, не все. Были исключения. И есть. Более того, были и евреи, которые всеми своими творческими силами питали православие.

И есть.

Но главную тенденцию это не отменяет: юдофобия – мэйнстрим православного мирочувствания, если мы говорим о культурно-исторической России.

О причинах разговор тоже был бы долгий (снова отсылаю к той же 43-й главе). Но факт этот зафиксировать необходимо.

Так что в самой идеи приписать убийство святого русского царя евреям, да еще и сделать это убийство ритуальным, ничего странного нет. Это естественно. Просто такой вот выход для естественной ненависти. "Протоколы сионских мудрецов" тоже были таким выходом.

И нового в этом ничего нет. Истории кровавого навета много веков. Сам навет алогичен и бессмысленен. Но разве рвущаяся наружу ненависть рассуждает?

Новое здесь другое. То, что эта средневековая дикость прикочевала в 21-й век. Конечно, если обливать святой водой ракеты перед пуском, то удивляться воскрешению кровавого навета не следует: гулять, так гулять. Но ново то, что государство, которое по идее должно было бы охранять своих граждан от разжигание ненависти, занимается прямо противоположным – ненависть разжигает. По национальному и по религиозному основаниям. Разжигает реально – не так, как посаженные по 282-й статье за разжигание ненависти к чиновникам.  

И это, конечно, не так удивительно. Учитывая, что бандитизм на Украине сделал нашу власть и нас вместе с нею изгоями для цивилизованного мира и что о сохранении лица теперь особо думать не нужно. Но все-таки, здесь новация.

Удивительней другое – как мало оказалось у нас в 21-м веке здоровых сил, способных поставить духовных коротышек на место. Ведь даже в советское время государственного антисемитизма, когда и бытовой антисемитизм был не слаб, такого себе и представить было нельзя. А сегодня можно. И психологов-историков, которые займутся такой экспертизой представить себе было нельзя. А сегодня можно. Антисемитов в культурном пространстве – и в науке, и в искусстве – хватало и тогда. Но этим публично не бравировали. Неприлично было. А сегодня прилично.

Мне тут недавно попалось заявление очень достойного человека, что сейчас лучше, чем в 72-м году. Слышал я такое и раньше. Часто приходится слышать такое. И в определенном смысле с этим нельзя не согласиться: личных свобод сейчас неизмеримо больше. Политической нет. Экономическая есть не для всех. Но других свобод хватает: если есть деньги, езжай куда хочешь; если не против власти, болтай что хочешь. В этом смысле лучше. А вот в других смыслах стало хуже. Во многих других смыслах. И трудно, давно уже трудно взвесить: насколько прирост свободы компенсирует убыль культуры, доброты, порядочности, человечности, да и просто ума.