О ЧЕМ Я СКАЗАЛ БЫ НА ФОРУМЕ "СВОБОДНАЯ РОССИЯ", ЕСЛИ БЫ МЕНЯ ЗАХОТЕЛИ СЛУШАТЬ - 6
ДЕКАБРИСТСКИЕ ТЕЗИСЫ: ТЕЗИС-6. ОБ ОШИБКЕ, КОТОРАЯ ХУЖЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Из программы форума: Панель 6: Столетие октябрьской катастрофы. Отказ от советского правопреемства: а) Как соотносятся историческая Россия, СССР и РФ? б) Ощущаются ли последствия октябрьской катастрофы в современной России? в) Что такое десоветизация, нужна ли она России? Модератор: Юрий Романенко, политолог, спикеры: Константин фон Эггерт, публицист, Гарри Каспаров, Римвидас Валатка, публицист, Игорь Чубайс.
Это важнейший вопрос, непонимание которого парализует и протест в целом, и демократическое движение. И не только в РФ, но и во всех государствах бывшего соцлагеря. Причем, здесь не просто непонимание – нежелание понимать. Нравственная оценка и эмоциональное неприятие – результат коллективной психотравмы от советского коммунизма, замещают работу понимания, не оставляют ей ментального ресурса.
Отсюда и название "катастрофа", точно повторящееся Путина в его восприятии 91-го года ("величайшая катастрофа"). Интересно, как бы мы отнеслись к немцам или японцам, считающим величайшей катастрофой 20-го века 1945-й год? Отсюда и сверхинфантльные попытки отказаться от того, от чего отказаться невозможно. "Это не мы", "СССР не Россия", "Кто взял сливу? – Петя не брал (отвечает покраснвший Петя)".
Но прежде, чем говорить об истории и о "катастрофе", в двух словах о ее последствиях и десоветизации.
Конечно, последствия есть. Они есть не только в РФ. Они и в Литве есть. И в Латвии. И в Польше. Вот тут неонацисты подняли голову в Германии – это тоже последствия.
Что за последствия? Их очень много, чтобы перечислить. Но это и не нужно. А нужно понять, что жизнь продолжается и что ее делали советские люди, советские русские, советские украинцы и советские литовцы, а сегодня ее делают воспитанные ими дети. Все мы – советские люди. В чем-то – совки. Но, конечно, самоуничижительное "совок" далеко не исчерпывает нашей советскости. От нее, например, наша историческая мечтательность. Наше желание справедливости. Наша гражданская совестливость. ГУЛАГ был страшен, но коммунисты никогда не хвастались ужасами ГУЛАГа. Да и этот форум – что это, как не съезд советских людей?
Нужна ли десоветизация? Да (хотя термин "декоммунизация" нравится мне больше). Обязательно нужна. Всенеприменно. Без этого никуда. Необходим суд над коммунизмом. Не над коммунистами – над коммунизмом как политической практикой претуплений против человечности.
Одной из наших крупнейших ошибок был отказ от такого суда в конце 80-х начале 90-х годов. Суд над коммунизмом необходим и сегодня. Хотя сегодня коммунизм с первого места в шеренге подлежащих суду уже успели подвинуть новые, посткоммунистические герои нашей истории. Но всё равно вместе с разбором наших постсоветских подвигов суд над коммунизмом необходим.
Но суд на то и суд, чтобы судить, рассуждать, отделять белое от черного, правду от неправды. Наша же проблема не только в том, что нам не загнать преступников на скамью подсудимых. У нас с судьями очень плохо. Они, наши судьи, то есть мы с вами, дорогие друзья, лишь в самой малой степени способны делать суждения, рассуждать. Поэтому рассудить коммунизм нам будет непросто. Многие вещи мы готовы осудить просто "за компанию". Включая бесплатную медицину, образование, высокие пенсии, ранний пенсионный возраст, нерыночные цены ЖКХ и транспорта, а так далее, и тому подобное. А вместе с ними – и гражданский темперамент, и гражданский альтруизм, часто доходящий до жертвенности, и ту же самую мечтательность...
Ну, а теперь про историческую Россию, СССР и РФ. Здесь наше видение прошлого искажено настолько, что мы не можем видеть будущего.
Всё очень просто. СССР был прямым продолжение исторической России. То есть – просто исторической Россией. Только, конечно, в иной фазе развития.
Более того, историческая Россия именно в СССР достигла максимума своего цивилизационного влияния. Царская Россия была мировой провинцией, захолустьем... СССР стал одной из двух столиц. Это не оправдывает преступлений коммунистов – у них нет оправданий. Но это историческая реальность. И как только мы сменяем нравственный ракурс нашего взгляда в прошлое на цивилизационный, картину мы видим именно такую.
А вот что касается РФ, то здесь картина совершенно другая. РФ не историческая Россия. РФ – один из ее осколков. По размеру самый большой, но исторической Россией осколок делает не размер, а преемство.
Преемство чего? Конечно – не "право-": дело не в юридическом праве на советское наследство – активы и долги. Преемство в продолжении той исторической нити, которую историческая Россия тянула всю свою историю.
Что это за нить? Конечно, это не нить кровавых преступлений, хотя они неотрывны от русской истории (впрочем, как и от историй других государств). Это нить мечты, весьма специфичной русской мечты, которая принимала самые разные формы – от сказок про молочные реки с кисельными берегами в фольклоре до надежды на царство Бога на земле и, наконец, до попыток это Царство, в котором мы все будем счастливы вместе, построить.
Сегодня эта мечта на просторах бывшей исторической России сохраняется. Но не в РФ сегодня она самая живая. В РФ-то как раз ее, как и многое другое, постарались выполоть, а оставшееся закатать под асфальт. Гораздо живее она на Украине, в Прибалтике, в Грузии – всюду, где люди сохранили больше человеческого достоинства. Отсюда и преемство исторической России сегодня отнюдь не в задыхающейся под покрывалом пошлости, вранья и мракобесия, утратившей способность стыдится РФ. Историческая Россия не занималась разводками и карманной тягой.
Почему нам жизненно необходимо это понять? Потому что иначе мы не сможем увидеть, что же нам, собственно, строить. Дело в том, что мечта наша в виде весьма специфичного психического образования (неважно, как мы его назовем: "народным архетипом", "чувством исторической судьбы" или интериоризацией миссии народа) живет в каждом человеке русской культуры. Она ярко проявлялась и у "буржуазных националистов", и у "интернационалистов". И попытки сделать что-то вопреки этой мечте обречены на крах.
Бессмысленно предлагать народу то, что диссонирует с центральной потребностью, с главным стремлением, с порывом его души. Пусть эта потребность и мало народом осознанна. Побеждает лишь тот политик, который сумел этот порыв народной души понять и построить свою политику так, чтобы она с этим порывом резонировала. В этом, а не в кайзеровских деньгах, была причина успеха коммунистов сто лет назад. Эти евреи-интернационалисты оказались самыми русскими, так как лучше всех почувствовали порыв русской души. А ярые националисты, патриоты и шовинисты из "Союза Михаила-архангела" не почувствовали, как не чувствуют его и сегодня их духовные наследники.
Но то, что они не чувствуют, не беда. Они и не могут – их души недоразвиты. А мы можем. Но тоже не чувствуем.
Мы соблазняем народ благополучием, комфортом и покоем. Народ же не только нам не верит, на что у него достаточно причин, но и не очень хочет верить. Потому что хочет другого. Каждый человек по отдельности – да, хочет комфорта. Но все вместе мы хотим правды, справедливости, счастья – хотим быть счастливыми вместе. Именно поэтому с таким энтузиазмом была принята народом идея коммунизма и такой горькой была обида на то, что идея оказалась несостоятельной. Именно поэтому и собираются форумы свободной России.
Хотим политического успеха – нам нужно эту линию исторического преемства продолжать. Ее, свою линию. А не линию Китая, Ирана или Америки.
Мы же от этого преемства всё время наровим отказаться. И за это с нас строжайше спросится.
Комментарии
.
А почему - "Но..."? Разве можно ощущать комфорт без правды, справедливости и совместного счастья?
И ещё. Вы видели людей, обиженных на то, что не состоялся коммунизм? Я хоть и был членом КПСС, но никогда в жизни не рассчитывал на коммунистическую халяву. А если есть обиженные, пусть обижаются - они этого достойны.