О ЧЕМ Я СКАЗАЛ БЫ НА ФОРУМЕ "СВОБОДНАЯ РОССИЯ", ЕСЛИ БЫ МЕНЯ ЗАХОТЕЛИ СЛУШАТЬ - 2

ДЕКАБРИСТСКИЕ ТЕЗИСЫ: ТЕЗИС-2. НЕРАЗРЕШИМЫЕ ВОПРОСЫ

Из программы форума: Панель 2: Путинский режим на международной арене: а) Стала ли Россия при Путине «государством-изгоем»?; б) Попытки вмешательства во внутреннюю политику иностранных государств со стороны путинской России. Каковы результаты?; в) Тупик украинской авантюры – что дальше? г) Возможно ли крушение режима под давлением извне? Модератор: Витис Юрконис – литовский политолог, спикеры: Гарри Каспаров, Анастасия Кириленко, Владислав Иноземцев, Тарас Березовец – украинский политолог,  Джейсон Смарт – американский политтехнолог.

Эта тема, конечно, имеет право на существование. Для форума политологов-международников. Но насколько она является ключевой для съезда людей, стремящихся ответить на вопрос "Что делать?"? 

Ведь даже в самих формулировках вопросов сквозит прекраснодушие – желание принять желаемое за действительное.

Изгой? Да, нет. К сожалению – не совсем. Ситуация много сложнее. По многим причинам отношения к РФ среди народов развитых стран весьма неоднозначно. Что отражается и в отношении элит. Вот тут недавно президент одного из членов ЕС, участвующего, естественно, и в санкциях ЕС против РФ, привез Путину высшую награду своей страны, вроде нашего Героя Советского Союза. Санкции санкциями, а ухаживание ухаживанием. Страна сильно зависит от РФ экономически. Вот и приходится, сами понимаете...

Отсюда понятно, что неоднозначны и результаты вмешательства во внутренние дела. Интернационал подлости создан и успешно функционирует. Посмотрите на хоть на Штаты. Есть и сопротивление, естественно. Но борьба далека от завершения...

Авантюра на Украине? Если бы... Там были поставлены четкие внешнеполитические задачи – дестабилизация внутренней обстановки с целью сохранения влияния. И да – и обстановка дестабилизирована, и Украина подвешена на крюк. Какая ж это авантюра? В долгосрочной перспективе – да: это политика не дальнозоркая. Но на обозримый период нескольких лет это было не авантюрой, а весьма точно продуманной политикой. Хотя – и подлой, и поэтому обреченной в конечном итоге на сокрушительное поражение.

Потом придется платить. Но... потом. 

И только на последний вопрос можно ответить однознчно. Но, увы, и здесь не так, как хотелось бы спрашивающим. Ни под каким внешним влиянием никакие режимы не падают. Только – у плохих беллетристов-фантастов и альтернативных историков. Об этом лучше Окуджавы не скажешь: погибают оттого (и тем больней, чем дольше), что люди царства своего не уважают больше.

Санкции – святое дело. Они могут заставить политичекую элиту РФ призадуматься. Но ожидать, что санкции снесут режим, – верх политической наивности. Не оттого, что тяжек быт или страшны мытарства. Падение режима может произойти только в результате смены отношения к нему граждан РФ. Меняют ли на это отношение санкции? Могут менять. Но не обязательно в сторону наращивания отвращения. Всё может происходить и наоборот: под влиянием реальной или мнимой внешней опасности народ может сплотиться и вокруг весьма сомнительных личностей.

Конечно, все эти вопросы непростые, и по каждому можно много спорить, особенно, когда обсуждают их дилетанты. Но еще раз повторю то, с чего начал: а насколько эти сложные вопросы важны ДЛЯ НАС? Что следует ДЛЯ НАС из того или иного ответа на них?

Ну, предположим, мы договорились, что путинизм загнал себя в угол, и Евросоюз через какое-то время его прикончит. Что из этого следует? Что нужно провести это время в сладостном самосозерцании, дожидаясь пока Путин принесет Меркель на подушке  ключи от Кремля, а Меркель, закатает рукава, подоткнет юбку и сделает нам красивую жизнь? Это если мы оптимисты. А если пессимисты? Ничего не делать, потому что неоткуда нам ждать подмоги? Заграница ведь нам не поможет.

Вот так и получается, что к обсуждению предложены вопросы сложные, но для нас совершенно бессмысленные. Мало того, что мы не можем продвинуться в их понимании. Но нам это еще ни для чего и не нужно. Это как с неуловимым Джо: сформулированы неразрешимые вопросы. И не потому они неразрешимые, что их решить никто не может...