«Было ли ритуальное убийство?»

На модерации Отложенный

Патриарх Кириллпресс-служба Московского Патриархата

Решение по признанию или непризнанию царскими останков, найденных в Екатеринбурге в 1978 и 2007 годах, будет приниматься Архиерейским собором. Об этом сегодня патриарх Московский и всея Руси Кирилл дал понять, выступая на конференции «Дело об убийстве царской семьи: новые экспертизы и архивные материалы», которая проходит в эти минуты в Сретенском монастыре в Москве. «Ничто не предопределено, окончательное решение будет принимать Собор», — заявил патриарх Кирилл. В течение трех часов представители РПЦ, следственного комитета и эксперты обсуждали, могло ли убийство царской семьи быть ритуальным, могли ли останки сжечь дотла и могли ли они разложиться в болоте. Znak.com публикует основные тезисы спора в преддверии Архиерейского собора, который пройдет 29 ноября в Москве.   

«Президент с пониманием отнесся к нашей позиции»

Патриарх Кирилл сегодня еще раз пояснил, почему церковь «отклоняла результаты экспертиз», проводившихся 1990-х годах, сразу после эксгумации останков членов царской семьи. «Нас останавливала непрозрачность исследовательского процесса и нежелание подключить к нему церковь. Нам предлагалось поверить и согласиться. Все наши вопросы, недоумения отвергались», — сказал предстоятель РПЦ.

«Обсуждая эту тему с Владимиром Владимировичем Путиным, я сформулировал наши условия. Весь процесс нужно повторить заново и с самого начала церковь не должна только наблюдать, она должна быть включена в него. Президент с пониманием отнесся к нашей позиции, в результате нового расследования мы получили некоторые результаты», — добавил патриарх.

Работу, которая проводится сейчас, в РПЦ оценивают очень высоко. «Следствие ведется на самом высоком уровне. Лично за следствием наблюдает председатель Следственного комитета [Александр Бастрыкин]. Руководит следствием генерал-лейтенант юстиции [замглавы СКР Игорь] Краснов», — отметил епископ Егорьевский, викарий патриарха, отец Тихон (Шевкунов). Именно он курирует от церкви ход нынешнего расследования. По его словам, работа ведется «очень интенсивно».

Тем не менее из докладов, которые были сегодня сделаны в ходе конференции в Сретенском монастыре, стало понятно, что все необходимые исследования к началу работы Архиерейского собора еще не будут завершены.

«Было ли ритуальное убийство?»

Следователь по особо важным делам СК РФ, полковник Марина Молодцова, в чьем производстве находится сейчас уголовное дело по факту убийства семьи Николая II, отметила, что по-прежнему продолжается работа относительно версий произошедшего.

Следователь Марина Молодцова говорит, что до сих пор рассматриваются разные версии произошедшего

Следователь Марина Молодцова говорит, что до сих пор рассматриваются разные версии произошедшего

Скриншот с видеотрансляции заседания

 

«Выдвинуты и проверяются все возможные версии, в том числе — о полном уничтожении тел с помощью огня и кислоты в районе Ганиной Ямы», — отметила Молодцова. Сторонником последней версии, в частности, является экс-прокурор Крыма, депутат Госдумы РФ Наталья Поклонская.

Следователь Соловьев в Екатеринбурге рассказал подробности дела об убийстве Николая II

Для проверки версии о сожжении тел, в частности, были отобраны «образцы почвы с территории монастыря Царственных Страстотерпцев (имеется в виду монастырский комплекс на Ганиной Яме, открытый в 2000 году — Znak.com)» и назначена молекулярно-генетическая экспертиза.

Также в СКР планируют назначить психолого-историческую экспертизу, чтобы выяснить, не являлся ли расстрел царской семьи ритуальным убийством. 

На такой версии, в частности, настаивает православный историк Петр Мультатули, называющий себя правнуком повара царской семьи Ивана Харитонова, также погибшего в 1918 году.

По словам Молодцовой, для проведения психолого-исторической экспертизы сейчас формируется экспертный совет. В его состав предполагается включить ученых РАН, МГУ, СПбГУ, архивистов и представителей церкви. Начнется экспертиза после того, как будет получено заключение историко-архивной экспертизы обстоятельств гибели царской семьи, над которой в настоящее время специалисты пока еще работают.

«О родстве можно говорить лишь условно»

До конца не доведена антропологическая экспертиза екатеринбургских останков. Об этом сегодня сообщил сотрудник Научно-исследовательского института и Музея антропологии МГУ, кандидат наук Денис Пежемский, который представил только предварительные результаты своего исследования.

Схема расположения останков в основном захоронении

Схема расположения останков в основном захороненииСкриншот с видеотрансляции заседания

 

Так, выяснилось, что им был уточнен вероятный рост скелета № 4, который был ранее соотнесен с останками императора Николая II. Предшественники Пежемского определяли рост скелета в диапазоне 162-166,7 см, что не соотносится с параметрами одежды царя. По сохранившимся ее образцам можно говорить о том, что рост Николая II составлял 167-172 см. «Теперь, применив те методы, которые возникли за последние четверть века, мы получили диапазон от 167 до 168-169 см», — сообщил Пежемский. 

Исследователь объяснил, почему было обнаружено сравнительно небольшое количество маленьких костей скелетов — из-за «некачественного изъятия, воздействия кислоты».

Самый главный вывод исследования Пежемского — о вероятном родстве останков, эксгумированных в 1991 году. «В случае екатеринбургских останков мы можем говорить о родстве условно, так как сохранность плохая. Из 200 идентифицирующих признаков многие отсутствуют», — подчеркнул исследователь.

«Имел место массовый расстрел»

По словам сотрудника Бюро судебно-медицинской экспертизы Ленинградской области, криминалиста Вячеслава Попова, в его задачу входило исследование огнестрельных ранений, вопроса о возможности полного сожжения тел и использовавшейся кислоте.

«Из 9 погибших у каждого есть огнестрельные разрушения. Это говорит о том, что имел место массовый расстрел. Применено оружие типа боевых револьверов и пистолетов. Разный диаметр говорит о том, что применялось разное оружие, — сообщил Попов. — Минимум в трех человек стреляли два или три раза, в скелет № 2 стреляли из двух видов оружия».

Наложение черепа на фотоснимок Николая II

Наложение черепа на фотоснимок Николая II

Скриншот с видеотрансляции заседания

При этом эксперт заявил о том, что в процессе стрельбы положение стрелявших и жертв менялось, поэтому далее требуется провести «комплексную ситуационную экспертизу». «Если историки нам дадут обстоятельства [произошедшего в доме Ипатьева], мы сможем наложить на них полученные данные», — отметил Попов.

Следов отсечения голов у тел расстрелянных (такая версия периодически муссировалась в литературе, в том числе в связке с версией о ритуальном характере убийства царской семьи — Znak.com), по данным эксперта, не зафиксировано.

«Что касается скелета № 4 (идентифицируется как останки Николая II — Znak.com), то состояние черепа и шейного отдела позвоночника не вызывает сомнений, что они принадлежат одному телу. Это было зафиксировано еще в 1991 году», — заявил Попов. 

«Растворили Николая II в кислоте или нет?»

Другой эксперт Бюро судебно-медицинской экспертизы, доктор медицинских наук, стоматолог Владимир Трезубов сообщил, что черепа всех девяти эксгумированных в 1991 году тел имеют следы химического воздействия. Речь идет о серной кислоте, которую пытались использовать большевики для уничтожения тел Николая II и членов его семьи. 

Как выяснилось из доклада Попова, ранее глава СКР Александр Бастрыкин ставил перед экспертами задачу провести натурное исследование и ответить на вопрос, могли ли все-таки останки царской семьи растворить в серной кислоте в 1918 году, или нет. Вопрос о том, какого эффекта тогда добились большевики, много лет оставался открытым.

По словам Попова, такое натурное исследование они провели и пришли к однозначному выводу, что у большевиков не было ни нужного количества кислоты, ни нужного для полного растворения тел времени.

«Мы попробовали это сделать на кусочке кожи. В течение почти целых суток кожа, если смотреть невооруженным взглядом, практически не изменяется. Мы продолжили эксперимент. На третьи сутки кусочек кожи начал разделяться. Что касается костей, на третьи сутки начинает разрушаться только трубчатая ткань. Таким образом, концентрированная серная кислота может разрушить кожу и костные ткани. Но не надо переоценивать ее воздействия. Будучи просто налитой на поверхность тела, она не была способна разрушить его (именно так пытались использовать большевики имевшуюся у них серную кислоту при уничтожении тел царской семьи — Znak.com)», — озвучил выводы Попов.

«Жгут целый день, используют большие сухие дрова»

Известно, что в 1918 году большевики пытались сжечь тела, использовав для этого собранные в лесу возле Ганиной ямы дрова и имевшиеся у них четыре бочонка с бензином.

Несколько расчетных цифр для этого процесса привел сотрудник Главного управления криминалистики СКР Алексей Абрамов. По его данным, для сжигания тел требуется в среднем «7 килограммов дров на 1 килограмм тела». До состояния пепла (именно на этом настаивает Поклонская — Znak.com) тела можно сжечь только при температуре 1400 градусов и выше. При температуре порядка 1300 от тел останутся спекшиеся костные останки. Но и такой температуры достичь в открытом костре и даже в условиях крематория невозможно.

СКР допросит археологов, нашедших в 2007 году останки детей Николая II

Согласно исследованию екатеринбургских останков, которые проводил сотрудник Российского центра судебно-медицинской экспертизы Виктор Звягин, их пытались сжечь именно в обычном костре. На костях зафиксированы следы температурного воздействия в диапазоне от 100 до 500 градусов, что свидетельствует о неравномерном горении. Такое возможно только в случае с использованием открытого очага.

— Как это будет, если жечь тела с помощью дров, нужен натурный эксперимент. Такое возможно, в присутствии пожарных… — начал было Попов.

— Не нужны никакие пожарники. Надо поехать в Индию, в город Варанаси, где проводят кремацию. Я там был и видел это. Жгут целый день, используют большие сухие дрова. Но все равно остаются руки и ноги, которые затем выбрасывают в Ганг. Там плавают большие рыбы, которые подбирают все это. Надо снарядить экспедицию и все это заснять, — предложил ему с ходу патриарх Кирилл.

На вопрос о том, почему в таком случае большевикам удалось практически полностью сжечь тела цесаревича Алексея и княжны Марии, чьи останки были найдены только в 2007 году, ответил судмедэксперт Сергей Никитин. В 1991 году именно он работал при эксгумации тел из основного захоронения и идентифицировал первым останки Николая II. «По всей вероятности, их частично сгоревшие тела были зарыты в прогретую землю и политы кислотой, а сверху развели второй костер, что многократно усилило реакцию», — пояснил Никитин.

Идентификация Николая II и Анастасии Федоровны по фотографии

В рамках нынешнего следствия судмедэксперт Сергей Никитин был приглашен в качестве специалиста по идентификации личности. Фактически Никитин сегодня опроверг тезисы, опубликованные недавно на портале «Православие.ру» о том, что череп скелета № 4 (Николая II) и череп скелета № 7 (императрицы Александры Федоровны — Znak.com) не могли принадлежать царственной чете. 

Череп, предположительно принадлежавший Александре Федоровне

Череп, предположительно принадлежавший Александре Федоровне

Скриншот с видеотрансляции заседания

 

Эксперт использовал метод фотоналожения, апробированный им еще в 1980-х годах при идентификации погибшего в битве за Москву в 1941 году летчика. Согласно заключению Никитина, авторы публикации на «Православие.ру» не точно использовали этот метод и пришли к ошибочным выводам.

«Останки могут принадлежать царской семье»

«Вектор склоняется к тому, что останки действительно могут принадлежать царской семье. Но, наверное, основной вывод будет из биометрической экспертизы, которой еще нет», — заметил в прениях, которые шли еще примерно полтора часа после докладов экспертов, владыка Феофан.

Патриарху Кириллу пришлось, к слову, возражать части верующих, начавших заявлять тезисы об отсутствии какой-либо святости в районе Поросенкового лога. «Окончательно вопрос будет решен на соборе Русской церкви. Сейчас мы просто набираем необходимую информацию. Речь идет не просто об останках простых людей, а о явлении святых мощей. Это относится к таинствам нашей жизни. Вопрос важный, и я не хотел бы его сейчас как-то минимизировать», — заметил предстоятель.

Посыпавшиеся выступления многочисленных представителей православной общественности, по-прежнему считающих, что исследования проводятся не безупречно и поэтому не могут быть признаны, вынудили в какой момент эмоционально высказаться геолога Геннадия Васильева. В 1978 году он работал в группе Александра Авдонина, которая обнаружила основное захоронение с останками Николая II и членов его семьи. «Домыслы, домыслы, домыслы. Дискуссию надо переводить на научные рельсы, с документами», — попросил Васильев.

Геолог Геннадий Васильев считает, что дискуссию надо переводить в научное русло

Геолог Геннадий Васильев считает, что дискуссию надо переводить в научное русло

Скриншот с трансляции заседания

 

Несколько раз перед этим он вынужден был объяснять, что Поросенков лог — вовсе не торфяное болото, а участок с пониженным рельефом и суглинком, который затапливает во время паводка. 

Те, кто не признает екатеринбургские останки, используют тезис о торфяном болоте и термин «торфяное дубление», чтобы доказать — тела там не могли разложиться, соответственно, найденные скелеты не являются останками Николая II и его семьи.

РПЦ заявила претензии на место обнаружения останков Николая II

Будет ли окончательно решение по царским останкам принято в ходе Архиерейского собора, который начнет свою работу 29 ноября в храме Христа Спасителя в Москве, предстоятель РПЦ не уточнил. К слову, проводятся Архиерейские соборы раз в четыре года, последний состоялся в феврале 2013 года. С учетом приближающегося 100-летия расстрела последнего российского императора Николая II и членов его семьи, случившегося в ночь с 16 на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге, нынешний Архиерейский собор — ближайший, на котором церковные иерархи могут обсудить вопрос признания останков.

Для справки: Семья отрекшегося императора Николая II (супруга императрица Александра Федоровна, великие княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, цесаревич Алексей) и прислуга (лейб-медик Евгений Боткин, горничная Анна Демидова, повар Иван Харитонов, лакей Алоизий Трупп) были расстреляны в ночь с 16 на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге в доме инженера Ипатьева (район Вознесенской горки в центре Екатеринбурга). 

Где покоятся их останки, долгое время скрывалось. Первооткрывателем этого места в Поросенковом логу на Коптяковской дороге на северо-западной окраине Свердловска (ныне Екатеринбурга) летом 1978 года стал уральский геолог Александр Авдонин с двумя единомышленниками. Работали они при поддержке Гелия Рябова, кинорежиссера, литератора и помощник главы МВД СССР Николая Щелокова.

Однако останки тогда пришлось закопать обратно — конъюнктура не позволяла явить их миру. Вновь останки выкопали только летом 1991 года. Найти тогда удалось только девять костяков из одиннадцати. В 1998 году эти останки были захоронены в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге. Останки Алексея и Марии удалось найти только в 2007 году в 70 метрах от первого захоронения группе поисковиков из клуба «Горный щит», работавших вместе с екатеринбургскими археологами, историками и отставными следователями. 

Все эти обстоятельства дали основания сомневаться в подлинности обнаруженного. К тому же бытовала версия, что царственные тела в 1918 году уничтожили в районе Ганиной Ямы (в четырех с половиной километрах северо-западнее Коптяковской дороги). Несмотря на целую серию экспертиз, часть из которых была проведена в зарубежных лабораториях, РПЦ до сих пор не признала, что найденные у Коптяковской дороги тела — это Романовы. 

В 2015 году СКР возбудило новое уголовное дело по убийству царской семьи. Это следствие идет под контролем церкви. Дело находится на особом контроле патриарха Кирилла.