...жертвы и палачи террора (не для Ленты)

Шимон Бриман 

 

Редактор ForumDaily в Израиле 

 

 

Сегодня — День памяти политических репрессий. В Москве много говорят о жертвах и палачах. Евреи были и теми, и другими, причем палачи сами часто попадали в свою же мясорубку.

Вот смотрю я на документ, которому 75 лет — от 13 ноября 1941 года, и пытаюсь представить этого капитана госбезопасности Когенмана, сидящего в хорошо отапливаемом кабинете на Лубянке. Немецкие танки рвутся к окраинам Москвы, но Самуил Моисеевич, потомок священников Иерусалимского Храма, пишет своему высокопоставленному коллеге по ГУЛАГу Давиду Лойдину инструкцию о правильном изъятии золотых зубов у умерших зэков.

gulag_1941_zuby_kogenman_2

 

А в это время за линией фронта их соплеменников уже давно и массово убивают в Бабьих и других ярах. Весной 1942-го боевые коллеги Когенмана по Главному Экономическому управлению СС начнут точно так же изымать золотые коронки у сотен тысяч евреев, убитых в газовых камерах.

Главную палаческую роль в запуске массовых репрессий в Украине сыграл Израиль Леплевский – нарком внутренних дел УССР с июня 1937 по январь 1938 годов. В эти же полгода начинается и «отстрел» предыдущего поколения евреев-чекистов, что снизило их долю в руководстве НКВД республики с 66 процентов до 46 процентов.

Во многих областных управлениях НКВД за два года сменилось 3-4 состава сотрудников, причем иногда на смену расстрелянным евреям-следователям и начальникам отделов приходили их заместители-евреи, которых через полгода-год тоже ставили к стенке.

Когда в 1937-38 годах громили Украинский Физико-технический институт в Харькове (по этому делу арестовали и будущего Нобелевского лауреата Льва Ландау), то не какие-то «тайные антисемиты» били ученых-евреев, но следователи Коган, Резников, Шалит, Вайсбанд и Дрешер под началом Льва Рейхмана. Фарсовый ужас эпохи: евреи-гэбисты пытками заставляют евреев-физиков признаваться в связях с евреем Троцким.

В том же Харькове всемогущий начальник областного НКВД Соломон Мазо — очень интеллигентный человек, выпускник дореволюционной гимназии и университета, застрелился 4 июля 1937 года в своем кабинете.

Мазо (ивритская аббревиатура потомков коэнов Иерусалимского Храма — «Ми-зэра Аарон») оставил перед выстрелом записку: «Товарищи, куда же ведёт эта линия на массовые аресты?»

Харьковское УНКВД возглавил майор госбезопасности Лев Рейхман. Позже его расстреляют — как и бывшего начальника харьковского ГПУ Иосифа Блата, замначальника харьковского УНКВД Якова Каминского, начальника секретно-политического отдела областного НКВД Абрама Симховича.

Соломон Мазо (слева) и Израиль Леплевский (справа).

Соломон Мазо (слева) и Израиль Леплевский (справа).

Затем, когда в 1938-1939 годах следующий нарком – плохо скрываемый антисемит Александр Успенский, будет «чистить» людей Леплевского, будут уничтожены почти все евреи, занимавшие ранее высокие посты в карательной системе. Именно Успенский дал указание на аресты евреев-чекистов по национальному признаку, мотивируя это раскрытием «сионистского подполья в органах».

Враг сионизма и бывший бундовец Израиль Леплевский, который вместе со своими помощниками наводил ужас на Украину в 1937-м, сам был расстрелян по делу о «сионизме», а пытали его на допросах следователи-евреи Лулов и Визель.

Исследователь советских карательных органов Вадим Золотарёв говорил мне несколько лет назад, что ситуация, когда евреи репрессировали евреев, повторялась в Украине тысячи раз. По мнению Вадима Золотарёва, преступления евреев-чекистов были ничуть не хуже и не лучше того, что делалось их нееврейскими коллегами.

Зачем я это всё пишу? Для того, чтобы, помня свои жертвы сталинского террора, мы не забывали и своих палачей. И для того, чтобы мы задумывались о том, как и почему человек может дойти до такого.

http://www.forumdaily.com/politicheskie-repressii-evrei-zhertvy-i-palachi/