Крымская народная музыка

На модерации Отложенный Крымская народная музыка развивалась исторически и лучшим доказательством этого является многообразие его жанров и форм. Вот некоторые из этих жанров: йыр, тюркю, дестан, такъмакъ, бейит, чынъ, мане, нагъме, мерсие, макъам, иляи; жанры инструментальной музыки — авалар: эзги, долу, хоран, агъыр ава, хайтарма, такъсим, пешраф. Йыр (джыр) — песня (термин, употребляемый в степной части Крыма). Эти песни в основном несложны по строению и имеют четкую метроритмику. Тюрки — песня (термин, употребляемый в горной и южнобережной частях Крыма). Дестан — эпическое сказание, гюстроенное на чередовании разговорного текста (с речитативным уклоном) с музыкальными фрагментами. Дестан обычно исполняют ашыкълар (ашуги). Ава — это инструментальная музыка. К этой группе относятся наигрыши, танцевальные и всевозможные мелодии. Эзги — народные мелодии без слов импровизационного характера.
Исполнитель как бы сочиняет их сиюминутно, произвольно. Такмак — короткая, быстрая песня, прибаутка с речитативным характером. Обычно это веселые, жизнерадостные куплеты типа частушек с задорным плясовым ритмом и четкой ударной рифмой. Но бывают грустного и трагического содержания. Такмаки обычно не имеют собственных названий. Бейит — разновидность песен жителей степных районов Крыма — «ногьай бейитлери».