О смерти
Коль лжив мiр
Коль слеп человек
Коль кратко время
Коль долга вечность
В последнее время большим достижением современной цивилизации считается увеличение продолжительности жизни человека по сравнению с прошлыми веками. Люди живут долго -80-90 и более лет. При этом многие старики страдают болезнью Альцгеймера, старческой деменцией и пр. В Библии пишется, что срок человеческой жизни - 70 лет, аще в силах - 80. И надо ли больше?
Однажды я была в гостях со своей, ныне покойной, подругой у одной знакомой. Мы пили хорошее домашнее вино и говорили о смерти. Тема, о которой мало кто любит вспоминать и говорить. Рассуждали от чего лучше умереть: от инфаркта, от рака или от инсульта. Инсульт забраковали сразу, потому как от него можно долго быть прикованным к постели, лежать в памперсах, ничего не понимать, мычать и утомлять родственников. Инфаркт тоже не лучший вариант - внезапно испустить дух, не успев при этом, как положено, собороваться, исповедаться и причаститься.
Сошлись во мнении, что лучше умереть от рака. Перед смертью есть достаточно времени осознать, и если надо переосмыслить, свою жизнь, покаяться, исповедаться, принять Святые Дары и Таинства. Известно, что мучения, претерпеваемые во время болезни, искупают грехи человека. "Одр болезни бывает часто местом богопознания и самопознания. Страдания тела бывают часто причиной духовных наслаждений, и одр болезни орошается слезами покаяния и слезами радости" (свят. Игнатий Брянчанинов).
Моя подруга умерла в прошлом году на моих глазах, проболев несколько месяцев, в течении которых она успела исповедаться, собороваться и несколько раз причаститься. Последний раз ее причастили в день смерти. Наш благочинный отец Александр прочитал над ней молитвы на исход души, на последнем слове которых, под его епитрахилью, она перестала дышать.
Комментарии
Сам Христос невидимо пребывает с нами в минуты нашей душевной тоски, когда мы расстаемся с любимым существом. Он является при последнем его издыхании и говорит нам: «Это Я» (Мк. 6, 50).
Когда мы уже не в силах удержать наши отчаянные слезы, Он говорит: «Это Я». Он с нами следует за гробом наших умерших. Он стоит у открытой могилы, которая уносит наши самые дорогие надежды, и говорит: «Это Я». Да, это Он. Он Сам принимает души в селения вечной славы, где смерти уже не будет, не будет ни горя, ни страдания.
Нет уж - лучше упасть на бегу и провалиться в небытиё. Только не всем такое достаётся, увы... Вообще меня возмущает, что человека лишают права распорядиться своей жизнью, если и когда она становится ему в тягость, заставляя в таких случаях его кончать с собой самому, мучительно и без гарантии.
Но если кого-то его мировоззрение вынуждает его перед неизбежным концом помучаться, то это, конечно, его право - только не следует навязывать такое другим.