Лох, Лотошино, Масловка и нубийский козёл

В Саратовской области, как сообщают нам новости, фермер варит сыр по испанским традициям.

Очнулись!

Об этом Дон Кихоте еще год назад писала моя коллега Наташа Нехлебова:

 

"У Дон Кихота, который живет рядом с мельницей, все как полагается — седая бородка клинышком, слегка безумный взгляд и испанское прошлое.

На самом деле у него красивая русская фамилия Карамзин и зовут его Юрий, но в деревне его называют Дон Кихотом, испанцем и абуэло (дедушка по-испански)".

 

Карамзин 10 лет прожил в Испании, потом плюнул, вернулся, обосновался в селе с обидным названием Лох и варит свой сыр, в том числе и моцареллу, "из молока альпийских коз по домашним испанским рецептам".

 

Откуда-то в саратовских степях Юрий достал альпийских коз (их в селе называют летающими — у них очень длинные уши) и нубийского козла.

 

"Я бы, скажем так, хотел бы создавать для своей страны и радоваться этому, чем помогать за большие деньги другой стране", – говорит Карамзин.

Правда, хозяйство у него не такое уж большое, зарабатывает чисто на жизнь. А вот я в новом "Огоньке" (выйдет в понедельник) пишу о французе, который тоже собрался делать сыр и для этого переезжает из Нормандии под Лотошино.

Причем переезжает с размахом, собрался тащить сюда и своих 200 коров элитной породы.

 

"Я Францию люблю, но там тупик, - говорит Филипп Камю.

 

- Субсидии есть, да. Но взамен власть требует покорности: не развиваться, сокращать стадо, не увеличивать площади. Никаких перспектив!

В итоге цены на молоко — низкие. Не случайно фермеры устраивают забастовки и выливают молоко на дорогу.

Ну некуда продавать, рынок переполнен, давят крупные корпорации. Дешевле просто слить молоко, чем тратиться на дорогу и продавать его!

 

Многие фермеры на грани разорения. И каждый год во Франции кончают жизнь самоубийством полтысячи земледельцев!"

 

Может, Филипп преувеличивает, конечно. Но что совершенно точно - у нас земли много.

Француз мечтал взять хотя бы по гектару на коровку, но ему глава района (женщина с козой!) предложила брать по три гектара и ни в чем себе не отказывать.

Писала я и про семью москвичей, которые получили государственный гран на козью ферму и тоже начали сыроварить. "За козьим сыром у нас очередь, с руками отрывают", - говорит начинающий фермер Сергей Строев. Писала я и про американца, который этим же занимается во Владимирской области (мы с фотографом даже купили у него по три кило сыра), писала про сыровара из Масловки - он в свое село даже спецов из Корсики завозил, чтобы они опытом делились.

 

Еще один мой знакомый, как я недавно узнала, собирается сыром заняться. Уже даже репортажи делать про это неинтересно - все кругом сыр делают!

Это что, действительно так выгодно?

Прям в какую-то сырную державу мы превращаемся. Хотя, конечно, это все небольшие хозяйства...

Но, может, так и лучше?

 

Простые фермеры, у каждого свой рыночек сбыта, каждый работает в меру сил. Земли ведь всем хватит - широка страна моя родная!

 

Есть у нас место и для соотечественников, которые из Испании домой возвращаются, и для обиженных французов, и для москвичей, рванувших в деревню.

Найдется землицы и для альпийских коз, и для нормандских коров, и даже для нубийского козла.