Начало звездных войн? Вброс Рутения произошёл из космического пространства

На модерации Отложенный

Рутений над Южным Уралом: предупреждение из Космоса

 

«Рутениевая паника», охватившая Челябинскую область 21 ноября, понемногу сходит на нет, однако по-прежнему остается открытым вопрос о происхождении облака радионуклидов, впервые замеченного на Южном Урале и в короткие сроки достигшего Европы. Заместитель председателя комитета Госдумы по природопользованию и экологии Максим Шингаркин полагает, что реальная причина ЧП кроется в космосе. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Спутник-шпион на низкой орбите
«Сомнений в техногенной природе ЧП нет, – рассуждает Максим Шингаркин. – Однако рутений сам по себе ниоткуда не появится, таких процессов на объектах ядерной энергетики просто нет. Единственное исключение – это разрушение некоего объекта, который содержал некое количество изотопов рутения. Таким прибором может быть энергообъект космического аппарата. Для подтверждения этой гипотезы достаточно взять любую публикацию о распространении рутения-106 по России и Европе и глобус. Понимаете, отсутствуют такие воздушные течения, которые за 20-е числа сентября перенесли бы массу радионуклидов из Челябинской области в Италию и Румынию. Я уж не говорю о том, что в случае наземной катастрофы и естественного перемещения нуклидов по розе ветров в эпицентре рутения должно было бы быть столько, сколько, наверное, на Земле и нет».
Может, и есть: по информации из открытых источников общее количество металла платиновой группы рутения на Земле оценивается в пять тысяч тонн. Однако Максим Шингаркин ведет к тому, что вопреки воздушным течениям рутениевый «дождь» мог «оросить» последовательно отмеченные наблюдателями точки на карте мира в случае, если радионуклиды сыпались из падающего космического аппарата.
«Такой ситуации соответствует разрушение летящего по низкой орбите спутника, по всей видимости – разведывательного, – заявляет Шингаркин. – Хозяина, я, конечно, назвать, не берусь, но по предварительным прикидкам, эта штуковина сломалась несколько месяцев назад, крутилась на орбите, приближаясь к более плотным слоям атмосферы. И в момент вхождения в атмосферу представляла собой уже груду обломков. У нас в России есть соответствующие модели, описывающие этот процесс, и если верить им, то помимо следа «Южный Урал – Европа» следовало бы исследовать еще и ситуацию в Китае и Индии: разброс изотопов мог быть очень велик. Но это уже вопрос к Военно-космическим силам».
По версии депутата, спецслужбы и силовики подозревали о скорой гибели в плотных слоях атмосферы чужого (а может, и своего?) спутника, и заранее отдали распоряжение отслеживать именно рутений-106, использовав специалистов Росгидромета втемную. Этим и объясняет Максим Шингаркин проведение столь специфических измерений, как поиск изотопов редкого металла. А коль скоро наблюдатели не знали об истинной цели исследований, данные попали в публичные отчеты, приведя к массовой истерии.
«Плесни-ка мне в кружку рутения, Вася»
Напомним, Росгидромет еще 12 октября опубликовал отчет об обнаружении следов рутения-106 в Челябинской области, в стокилометровой зоне ФГУП «ПО «Маяк», работающего с ядерными отходами. В последующие дни рутений был зафиксирован Единой государственной автоматизированной системы мониторинга радиационной обстановки (ЕГАСМРО) в Татарстане и Волгограде. Как сообщает белорусский портал tut.by, специалисты Белгидромета также фиксировали появление в пробах воздуха радионуклидов, затем о том же сообщали ученые из Германии и Франции.
20 ноября российское отделение Гринписа заявило о том, что населению всех территорий, попавших под таинственный выброс, угрожает опасность радиоактивного заражения. Информацию немедленно подхватили СМИ, причем большинство уцепилось за фигурировавшие в отчете Росгидромета фразы «высокое загрязнение» и «экстремально высокое загрязнение», касающиеся показаний в Аргаяше и Новогорном. Позднее минприроды РФ обвинило «Гринпис» и средства массовой информации в неверной интерпретации фактов и распространении недостоверной информации.
Под подозрение в первую очередь попало предприятие корпорации «Росатом», расположенное в ЗАТО Озерск ФГУП «ПО «Маяк». Однако пресс-служба предприятия и руководство «Росатома» категорически отрицали причастность комбината «Маяк» к «рутениевому» ЧП. Сегодня, 22 ноября, эту позицию подтвердил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, заявивший: «Мы пока не располагаем информацией ни от одного нашего ведомства о каких-либо причинах, аварийных ситуациях, которые могли бы привести к подобному выбросу».


Министр общественной безопасности Челябинской области Евгений Савченко ранее также объяснял, что экстренное оповещение от Росгидромета региональным властям не поступало, так как «экстремально высокое загрязнение» территории на порядки уступало действительно опасному для человека уровню. Позже, вечером 21 ноября, он заявил на своей странице в соцсети: «Вызывают брезгливость те, кто осознанно сеют панику среди населения. Кратко – превышение предельно допустимой концентрации (ПДК) радиационного фона (в том числе ПДК радиоактивного изотопа рутений-106) в области в сентябре-ноябре текущего года не фиксировалось».
С министром согласны и ученые. «Мне все непонятно, – рассуждает в беседе с корреспондентом «ФедералПресс» заведующий лабораторией экологической генетики Института общей генетики имени Вавилова, доктор биологических наук Александр Рубанович. – Если это выброс, то почему только рутений? Так не бывает. Почему над Румынией и Италией столько же, сколько над Южным Уралом? Но опасности, я уверен, нет никакой. Это же микробеккерели на кубометры, даже в микрорентгены не перевести. А превышение может быть хоть в сто тысяч раз, поскольку в природе его вообще нет. А «Гринпису» я никогда не верю».
В течение 21-22 ноября можно было наблюдать разную реакцию южноуральцев на сообщения о рутении. Главный онколог Челябинской области Андрей Важенин посоветовал южноуральцам, которые слишком переживают из-за рутения-106, «пить пиво и смотреть футбол». Депутат Озерского городского собрания Максим Алушкин сегодня, 22 ноября, подал заявление в Следственный комитет РФ с требованием провести проверку деятельности ПО «Маяк». В сообществе жителей одного из микрорайонов Челябинска, «Парковый», был запущен опрос, показавший, что челябинцы больше всего опасаются даже не радиоактивного заражения или традиционных для города промышленных выбросов «обычных» предприятий, а экстренной эвакуации из города. В соцсетях уже появились мемы и стишки по поводу очередного ЧП на Южном Урале. Например, «Плесни-ка мне в кружку рутения, Вася, ведь он, говорят, безопасен».
Однако на главный вопрос – откуда же взялись радионуклиды на огромном расстоянии от Челябинской области до Италии и Германии – официальный ответ до сих пор не получен. Но Максим Шингаркин уверен, что ЧП не может быть следствием аварии на наземном ядерном объекте.
«Причина самой истерики в соцсетях и масс-медиа – ошибка Росгидромета, заявившего о том, что концентрация рутения превышает обычные величины, но не уточнившего, что обычно рутений в пробах вообще отсутствует, – сообщил «ФедералПресс» депутат. – Рутений-106 является, если очень упрощенно объяснять, одним из элементов цепочки распада урана и плутония. Основные продукты распада урана в ядерном реакторе – цезий и стронций, рутения-106 образуется не более одного процента. Соответственно, если взять количество рутения в якобы выбросе на Южном Урале за единицу, то «фонящих» цезия и стронция на той же территории должно быть в сто раз больше, и это не считая других элементов, которые гораздо легче обнаружить. Ну невозможно, разыскивая в куче гороха и проса только горошинки, не заметить просо! И если кто-то говорит, что именно в результате выброса обнаружен только один элемент – я такому не поверю никогда, это дешевый пиар. То же с отходами ядерного топлива: как его не разбирай, соотношения цезия и рутения – постоянная величина».
Звездные войны грядут
«На самом деле нам сейчас надо обсуждать не загрязнение несколькими изотопами нескольких районов, а последствия замусоривания ближнего космоса посторонними предметами, - считает Шингаркин. – Да, существует межгосударственное соглашение об использовании космоса, но оно имеет массу изъянов. Впору радоваться, что в сентябре нам на головы посыпался безобидный рутений, падают ведь и плутониевые спутники. Китай намерен вывести на орбиту станцию с ядерным вооружением, «Роскосмос» разрабатывает спутники с лазерами с рентгеновской накачкой. Идет гонка вооружений, и то, что мы увидели – лишь предупреждение о возможных последствиях, легкая демонстрация. Через 10-20 лет на нас могут упасть уже плутоний и продукты его распады, и вот это будет по-настоящему неприятно!»
Отметим, правда, что другие эксперты «ФедералПресс» не разделяют убеждения депутата-эколога Максима Шингаркина об опасности подготовки к будущим «звездным войнам». Так, депутат Госдумы Максим Сураев, летчик-космонавт, заявил, что ему ничего не известно об использовании рутения-106 в энергосистемах спутников-шпионов. Однако уточнил, что он участвовал не в военных, а в научно-исследовательских проектах.