Китай бросает России технологический вызов

На модерации Отложенный Сохранение ресурсной экономики равноценно для РФ капитуляции в конкурентной борьбе за звание мирового лидера

 

Китайская экономика трансформируется из «мировой фабрики» в «штаб-квартиру» глобального производства. Об этом, как сообщает издание «Жэньминь жибао», говорится в докладе Всемирной организации интеллектуальной собственности «Нематериальный капитал в глобальных цепочках создания стоимости» (он был обнародован в начале недели).

Развитые государства – например, США и Германия – долгое время выступали в роли «штаб-квартир». Они предоставляли экономикам со средними доходами (странам-«заводам») промежуточные продукты и услуги с добавленной стоимостью высокотехнологичного вида, а экономики-«заводы» завершали сборку и экспортировали готовую продукцию. Но теперь у развитых стран появляется новый конкурент. Китай тоже способен предлагать продукцию и услуги с добавленной стоимостью высокотехнологичного вида. Один из примеров – производство в Китае собственных смартфонов, которое стремительно развивается и совершенствуется. 

Правда, пока на рынке лидируют американские и южнокорейские смартфоны: у производителей накоплен большой нематериальный, или, как пишет китайское издание, «невидимый», капитал, к которому относятся технологии, бренд, дизайн программного и аппаратного обеспечения. «Нематериальный капитал будет все сильнее определять благополучие и судьбу фирм в рамках современных глобальных цепочек создания стоимости», – поясняют авторы доклада. Над этим теперь работают китайские производители.

Конкуренция в мире не просто ужесточается, она и сама претерпевает изменения. Больше недостаточно производить качественные высокотехнологичные товары. Теперь нужно придумывать что-то такое, что сделает один высококлассный смартфон более престижным и желанным для потребителя, чем другой такой же смартфон.

Вопрос: что может в таких условиях предложить миру Россия?

В этой конкурентной гонке российская экономика пока выглядит, к сожалению, безнадежно отстающей. Например, правительство хвалится рекордным экспортом зерна. Аграрный экспорт рассматривается как перспективное направление. Конечно, можно и дальше продавать нефть или зерно, не вкладывая при этом деньги в развитие, а накапливая их в резервах на случай нового обвала цен. Но это не поможет стать мировым технологическим лидером.

Также Россия продает вооружения, авиационную технику, строит в других странах атомные электростанции, с высоких трибун говорилось о растущем экспорте IT-технологий. Но в этом случае Россию тоже нельзя назвать абсолютно незаменимым поставщиком товаров и услуг. Особенно если учесть, что помимо соотношения цены и качества покупателей может интересовать что-то еще – допустим, репутация. 

Страна участвует в перспективных проектах, но далеко не всегда извлекает из них репутационные бонусы. Например, Россия будет совместно с Китаем производить широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет нового поколения. Правда, офис совместного предприятия открыли в Шанхае. В его задачи входят создание продукции, дизайн, маркетинг, продажа, послепродажное обслуживание, консультирование, управление проектом. В Шанхае будет окончательная сборка. Стороны обещают соблюдать принцип паритетности. Но, как уже писала «НГ», эксперты опасаются, что пожинать плоды в этой кооперации будет именно Китай: для общественного сознания именно он станет главным в проекте.

Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования ранее предупредил, что мир ждет дальнейшее ускорение научно-технологического развития при сохранении нескольких региональных центров силы, которые будут конкурировать за ресурсы и влияние. И в этом случае для России возможны два варианта будущего: окончательное превращение в ресурсную периферию или же включение в общемировую конкуренцию и перерождение в новый центр силы. И пока что наиболее вероятным сценарием исследователи считали именно первый вариант.