Президент Чехословакии

В 1947 году он закончил среднюю школу в Ждярце. Сразу же после этого Вацлава отправили в школу-интернат для мальчиков в Подебрадах, где он должен был начать самостоятельную жизнь. Интернат имени короля Иржи, расположенный в Подебрадском замке, изначально был рассчитан на детей, осиротевших в годы войны. Однако очень быстро школа стала привлекательна как для сыновей прежней элиты, так и коммунистов, и в итоге настоящие сироты — как, например, Милош Форман, — оказались в меньшинстве. В 1955 году Гавел поступил в Чешский Технический университет в Праге на транспортный факультет, кафедра экономики транспорта, где учился до 1957 года. Безуспешно пытался перевестись в FAMU, после чего не был принят назад в ЧВУТ.

После прихода к власти коммунистов в 1948 году имущество семьи было конфисковано. Вацлава исключили из средней школы как сына противника нового режима.

В 1950 году Вацлав поступил лаборантом в химическую лабораторию и одновременно начал учиться в вечерней гимназии в Праге. В 1954 году он получил свидетельство о среднем образовании.

После ввода войск стран Варшавского договора в 1968 году Гавел начал активно участвовать в борьбе за демократию и права человека. Приходившие из-за границы гонорары позволили Гавелу долгое время не работать ради заработка.

В 1975 году появилось его «Открытое письмо Густаву Гусаку». Гавел был одним из авторов «Хартии 77».

В октябре 1977 г. по обвинению в «покушении на интересы республики за рубежом» Гавел был приговорен к 14 месяцам тюрьмы условно, но уже через пару месяцев он был обвинен в «нападении на государственного служащего при исполнении последним служебных обязанностей» и арестован. До марта 1978 г. он находился в тюрьме, затем дело было прекращено.

Выйдя на свободу, Гавел стал одним из организаторов Комитета по защите несправедливо преследуемых. 29 мая 1979 года Гавел вновь был арестован по обвинению в попытке свержения существующего строя. В октябре 1979 года в ходе судебного процесса над группой диссидентов Гавела осудили к лишению свободы сроком на 4,5 года. В феврале 1983 года наказание было заменено на домашний арест из-за проблем со здоровьем.

В 1984 году Гавел написал эссе «Политика и совесть[3]», в котором он говорил о «политике без политики»: «Я выступаю за „антиполитическую политику“, то есть политику, понимаемую не как технология власти и манипулирования, не как кибернетическая система управления человеческими существами и не как мастерство прагматика, а как один из путей поиска и достижения осмысленной жизни, защиты такой жизни и служения ей.

Я выступаю за политику как практическую мораль, как служение истине, как по существу человеческую и измеримую человеческими мерками заботу о наших собратьях. Да, этот подход в нашем мире является крайне непрактичным и с трудом применим к повседневной жизни. Но я не вижу лучшей альтернативы».

Бархатная революция

В 1989 году Гавела вновь арестовали, Иржи Прохазка вспоминал об этом[4]:

Незадолго до нашей добржишской конференции в январе Вацлава Гавела посадили. Юлиан Семёнов немедленно прилетел в Прагу и отправился в ЦК КПЧ, ходатайствовал за него у Рудольфа Гегенбарта и министра внутренних дел Кинцла. Вернулся он успокоенный, поскольку эти государственные деятели гарантировали, что ещё до открытия конференции на Добржиши Гавел будет на свободе.

С выступления пражских студентов осенью 1989 года в Чехословакии началась «Бархатная революция». Гавел был одним из инициаторов создания «Гражданского форума», ставшего главной оппозиционной силой в Чехии. Популярность Гавела как политика быстро росла.

28 декабря 1989 года парламентом ЧССР был принят конституционный закон о кооптации[5], согласно которому освободившиеся в результате отставок 23 коммунистов места в парламенте были замещены новыми депутатами без проведения всенародных выборов по решению самого парламента.[6]

В 1989 году, после того, как коммунистическая партия лишилась властных полномочий, а президент Гусак пообещал уйти в отставку, началось выдвижение кандидатов на пост президента. Кроме Гавела в Гражданском форуме рассматривалсь также кандидатура Александра Дубчека. 8 декабря руководство ГФ приняло решение о поддержке Гавела (за поддержку проголосовали 37 из 43 членов расширенного кризисного штаба). Дубчеку пообещали пост будущего председателя Федерального собрания. Кандидатура Гавела от ГФ была представлена общественности 10 декабря 1989 года. После этого ГФ начал широкую предвыборную кампанию под лозунгом «Гавела — на Град».

16 декабря 1989 года Гавел выступил по чехословацкому телевидению с предвыборной речью. В обращении к телезрителям он заявил буквально следующее:

Двадцать лет официальная пропаганда твердила, что я враг социализма, что я хочу реставрировать капитализм, что я нахожусь на службе мирового империализма, который за это меня щедро вознаграждает. Что, наконец, я хочу быть владельцем предприятий и эксплуатировать людей. Эти все заявления были ложью, и скоро начнут выходить книги, из которых будет видно, кто я есть и о чём думаю.