Юлия Латынина: О крымских доходах и федеральных субсидиях
Согласно проекту бюджета, дотации Крыму в будущем году составят 129,5 млрд рублей — при собственных доходах региона в 40 млрд. В будущем же дотации будут только расти, пока не составят 79% крымского бюджета.
Это — поразительная новость. В стране, 20% территории которой находится за полярным кругом, Крым — курорт со средиземноморским климатом! — существует на субсидии.
Что тут сказать… Я была на Лазурном Берегу и не могла заметить ни одного признака того, что регион нуждается в федеральных субсидиях.
Вы, конечно, скажете: Франция — это пятизвездочная страна, вот Ницца и не нуждается в субсидиях.
Но парадокс заключается в том, что есть куча бедных стран третьего мира, которые научились извлекать из туризма прибыль!
К примеру, на крошечном острове Барбадос — размером в 430 кв. км — в 2017 году прямые и косвенные доходы от туризма составят 1,8 млрд долларов, или 40% ВВП. Марокко получило от туризма в 2016 году 19 млрд долларов, то есть — 18,5% ВВП. Турция — 88 млрд, или 12,5% ВВП. Таиланд — 82,5 млрд долларов, или 20,6% ВВП. Греция — 36,6 млрд, или 18,6% ВВП.
Как легко заметить, многие из этих стран не то чтобы не являются флагманами цивилизации, некоторые из них — просто небезопасны.
Не то Крым.
Его, если верить отчетам крымского Минтуризма, в 2016 году посетили 5,5 млн туристов. Это исключительно скромная цифра. Она, к примеру, вдвое меньше количества туристов, которые посетили Марокко. Вдобавок из этих 5,5 млн человек 8,7% приехали в Крым к родственникам или по работе.
Однако и эти 5,5 млн, если судить по нормам развивающихся стран, могли бы сгенерировать доход по крайней мере на 600 млрд рублей. Но в Крыму общие налоговые поступления в бюджет от этих 5,5 млн туристов составили 2,36 млрд рублей.
То есть с каждого туриста бюджет в среднем получил аж 429 рублей.
Туризм как отрасль вот уже десять лет растет опережающими темпами. В 2016 году доходы от туризма по всему миру составили 7,6 трлн долларов. Это — 10% мирового ВВП. Туризм прекрасно расцветает даже в нищих и авторитарных странах. Он растет даже в регионах с террористической угрозой! И вот на этом фоне в солнечном Крыму — в стране, 10% территории которой занимает тундра, — 80% денег рассчитывают получать дотациями из бюджета.
Как получилось, что в Крыму не могут сделать то, что могут сделать даже в Марокко?
На это есть два ответа.
Первый — абсолютное презрение к общественному пространству. И второй — отсутствие гарантий частной собственности.
Среднестатистический турист, в отличие от командированного, никогда не потребляет собственно гостиничную услугу: то есть кровать, душ и завтрак. Он потребляет прежде всего инфраструктуру: море, шезлонги, исторические памятники, красоты природы, широкие набережные, wi-fi на пляже, чистую воду и, разумеется, — безопасность, свою и своих детей.
Как следствие, на туристическом рынке конкурентоспособными являются две модели.
В странах с развитой общественной инфраструктурой конкурентоспособными могут быть даже маленькие отели и частные квартиры, сдаваемые по airbnb.com. В Сингапуре можно снять хоть конуру — все равно все общественное пространство вокруг — это сад.
В Венеции можно снять хоть чердак — все равно все общественное пространство вокруг — музей.
В развивающихся странах конкурентоспособными являются только большие отели с благоустроенной территорией. Там качественного общественного пространства нет, и отели создают его внутри своих стен, делая так, что у туриста просто не возникает потребности эти стены покинуть. Они предлагают все: от круглосуточного питания до чистого моря, лежаков, бассейнов, спортивных площадок, аниматоров, огромного сада с дорожками. Крупный отель — этот тот костяк, на который нанизывается все остальное.
Не то — Крым. В нем традиционная российская болезнь — разбазаривание и присвоение казенных денег — сопровождается специфически крымским осложнением — грабежом и разбазариванием общественного пространства.
Туризм — это самая рыночная отрасль на свете. Невозможно заставить вменяемого и мало-мальски состоятельного туриста ехать отдыхать туда, где в море плавают какашки, прибрежная полоса загажена ревущими дискотеками и тошниловками, доступ к пляжам перегорожен железными надолбами, хозяева гостиниц типа барак считают, что туристы должны быть счастливы, живя в свинарнике, и лупят пятизвездочную цену.
Территория крымских отелей, за редким исключением, невелика и запущенна, а за ее пределами туриста ожидает ад: бетонные коробки, нахлобученные одна на другую, и грязные пляжи, то и дело перегороженные феодальными усадьбами властителей Крыма.
Здесь нет ни общей инфраструктуры, как во Флоренции или Ницце, ни замкнутого мирка all inclusive, за счет которого зарабатывают отели в странах третьего мира.
Причина очень проста: туристический бизнес в стране третьего мира предполагает прежде всего крупных предпринимателей, готовых инвестировать в подготовленное для них властями пространство серьезные деньги.
В Крыму, однако, вкладываться в бизнес бесполезно, и не только из-за санкций. Там не вкладываются, а делят: делят украинцев, русских, своих, чужих, делят с помощью судов, стволов, прокуратуры.
В Крыму крупный собственник владеет не деньгами, а административным ресурсом. Земля, кусок пляжа, бывший дом отдыха и пр., как правило, достаются ему бесплатно. Все остальное, что он на нем заработает, — это чистый навар, и его надо заработать как можно раньше, пока не пришел другой, более крутой владелец адмресурса и тебя не отжал.
В таких условиях нет смысла строить дорогую гостиницу, а надо поскорее всадить поперек пляжа бетонный короб и продать квартиры в нем лохам.
В результате в Крыму остается только кэптивный турист: люди, которые едут к родственникам и по привычке, силовики, которые не могут выехать за границу, и, разумеется, казенные постояльцы, отдых которых оплачивают их компании, вычитая эту сумму из взносов в соцстрах. Еще туда едет турист, который не ценит время и качество отдыха.
Однако стоимость такого туриста весьма низка: этот турист ест шарик мороженого на двоих и оставляет в крымских шалманах совсем немного денег, которыми владельцы забегаловок, разумеется, не спешат делиться с бюджетом.
Так и получается — 7 (семь!) долларов с каждого туриста в казну. И 80% cубсидий.
Юлия Латынина
Комментарии
Помилуй нас
Если бы она работала на "развал страны в угоду врагам", соответствующие органы уже давно бы сделали оргвыводы.
Срение температуры января Европа
Крым
Как легко заметить, даже на ЮБК зимой температура ближе к температуре побережья Северного моря.
На ЮБК купальный сезон - от силы 3 месяца. Да и то в любой момент может сдуть тёплую воду недели на 2.
И где это курортную инфраструктуру создавали за 3 года после многолетней разрухи? Чтобы начать зарабатывать, надо сначала потратиться.
Холодный (даже по сравнению с нашим Кавказом) Крым неконкурентоспособен на мировом рынке, его главное преимущество - что он русскоязычный, а теперь и российский, а страна у нас, как правильно заметила Латынина, северная. Второе достоинство - там преобладает степной климат - очень комфортный для аллергиков, больных туберкулёзом и пр.
Так что там нужна совершенно уникальная модель развития с участием государства (с использованием успешной части советского опыта)
Комментарий удален модератором
Крымчане после переворота в Киеве не захотели жить под властью галицийских фашистов и Россия обеспечила им возможность самим выбрать свою судьбу.
Пример Донбасса убеждает, что угрозы жителям Крыма были вполне реальны.
Комментарий удален модератором
С какого перепуга люди должны уезжать с территорий, где их предки живут сотни лет??????
А незаселённых тёплых территорий у нас нет.
Комментарий удален модератором
Вот они и взяли чемодан, вокзал и - в Россию.
Комментарий удален модератором
В корень зрите.
А вот о "совершенно уникальной модели развития с участием государства (с использованием успешной части советского опыта)"" поговорить ну очень интересно.
В советское время дома в ПЕРВОЙ САНИТАРНОЙ ЗОНЕ строительство жилья НЕ разрешалось. Там строились только санатории и дома отдыхи, где лечился и отдыхал народ.Так было при социализме.
Забыли, что на дворе капитализм? Кто владеет теперь этими заведениями? Вот и Латынина пишет о том, что драгоценную землю получат властьимущие и их приближённые. А, что эт курортную инфраструктуру создадут за 3 года, не волнуйтесь Они создадут.
Сейчас пытаются навести порядок и снести хоть часть - и укроСМИ и наши либероиды кричат, что отнимают землю.
И вы клеите ярлыки ? Всех несогласных хоть в каком-либо вопросе с властью, обзываете либероидами.
Так ваш главный, кого отстаиваете - либерал. Сам по ТВ говорил.
Выходит, и коммунисты у вас - либероиды?
Интересная классификация - только либероиды и путиноиды.
А либерал и либероид - это разные термины. Латынина - либероид, как и большинство современных наших либералов.
И уж точно я никогда не назову либероидом коммуниста.
PS А Путин для меня слишком либерален, именно поэтому я за него и не голосую
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Но тогда надо посчитать и прибыль - от развития импортозамещающих отраслей. И от того, что приобретение Крыма позволяет не строить новую базу в Чёрном море (украинцы однозначно выгнали бы флот из Севастополя) и в целом повышает обороноспособность.
Но тут главное вообще не в деньгах.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
https://newsland.com/user/4296648077/content/rosgidromet-zaiavil-o-moshchnom-vybrose-radiatsii-pod-cheliabinskom/6089101#/comment-91639670
Елена Попова
комментирует материал сегодня в 11:03 #
Самое высокое загрязнение в эпицентре -
Аргаяш ∑β: 7610 х 10-5 Бк/м3=0.76 Бк/м3, в остальных местах по-дальше - много ниже
Кто нибудь разбирается в вопросе? это представляет опасность для здоровья?
допустимых норм по рутению не нашла, но если исходить из того, что беккерель - он и есть беккерель и сравнить с нормами по много более распространенному в природе радону, то ничего страшного, вроде, нет
Нормы по радону:
для эксплуатации зданий не больше 200 Бк/м3,
для вновь строящихся зданий не больше 100 Бк/м3,
для производственных зданий не больше 310 Бк/м3
Это - нормы для постоянного проживания и работы.
Как видим, эти нормы в сотни раз выше того, что наблюдается в окрестностях "Маяка"
Так что, похоже, в статье не случайно не приведены абсолютные цифры, а приведено только превышение природного фона (почти нулевого).
Пока там никто не опроверг эти данные, хотя плотность укротроллей в теме очень высока)))))