Ограниченный канцлер
Без Ангелы Меркель европейские институты не работают
В седьмой раз подряд Forbes признал Ангелу Меркель самой влиятельной женщиной мира. Глава Христианско-демократического союза (ХДС) сохранила лидирующую позицию «после победы в ожесточенной предвыборной гонке», подчеркнул на днях журнал. «Германия – четвертая страна в мире по объему ВВП и самая большая, которой руководит женщина», – отметил Forbes, называя Меркель де-факто лидером борющегося с навалившимися на него трудностями Евросоюза.
Но сама Меркель ослаблена, как бы ни излучала спокойствие на фоне бури, вызванной результатами парламентских выборов. В Бундестаге впервые за 60 лет оказались представлены шесть партий, в том числе правопопулистская «Альтернатива для Германии». Это серьезно затрудняет формирование правящей коалиции и даже порождает слухи о возможных повторных выборах, чего в истории ФРГ не было ни разу.
В 2005 году, когда образовывалась первая «большая коалиция» при Меркель, формирование правительства заняло 65 дней. В 2013-м потребовалось уже 86 дней. В этот раз коалиционные переговоры продлятся скорее всего еще дольше. Ведь договариваться предстоит не двум, а фактически четырем партиям – участникам консервативного блока Христианско-демократического и Христианско-социального союзов, либералам из Свободной демократической партии и «Союзу-90»/«Зеленым». А вторая фаза предварительных, так называемых зондирующих, переговоров началась только вчера. При этом в четырех из 12 обсуждавшихся ранее сфер обозначить точки пересечения не удалось.
Лишь по окончании этих переговоров, призванных устранить разногласия по таким, например, вопросам, как миграционная политика и защита климата, начнется обсуждение деталей коалиционного договора. И все это время канцлер и ее правительство будут называться не действующими, а исполняющими обязанности. Решения, предполагающие одобрение парламентского большинства, оно принимать не может, как и ставить на повестку дня вопрос о доверии самому себе.
А еще, как не имеющее легитимности, – подписывать межгосударственные соглашения.
В общем, Меркель находится в сложной ситуации: ведь она не вправе отказаться от особой ответственности Германии перед Евросоюзом. Неудивительно, что она с рядом оговорок поддержала президента Франции Эмманюэля Макрона, который предстал в роли спасителя Европы. Через два дня после выборов в Бундестаг он выступил в Сорбонне с массой энергичных предложений по реформированию ЕС. Эксперты отметили, что Меркель за всю свою карьеру ни разу не произносила такой речи, посвященной Европе.
Значит ли это, что президент Франции хочет отобрать у канцлера ФРГ роль лидера ЕС? Скорее всего нет. Макрону пригодится ее опыт, умение находить компромиссы и принимать решения. Только вместе они могут оставаться самыми сильными в ЕС. В то же время Макрон в отличие от Меркель умеет говорить о единстве и демократии в Европе так, чтобы граждане ЕС прислушались к этим словам.
И он берет инициативу в свои руки в условиях маргинализации ряда стран ЕС. Британия, высказавшись за брекзит, сама изолировала себя от Европы. Италия, ставшая одной из самых проблемных в еврозоне, переживает острый миграционный кризис и ожидает выборы в 2018 году на фоне голосования за расширение автономии в Венето и Ломбардии. Референдум о независимости Каталонии вызвал в Испании острейший политико-конституционный кризис, а введение прямого управления регионом из Мадрида перевело его в новую, не менее опасную фазу.
Все эти невзгоды усилили разбалансировку в Евросоюзе. Это поднимает вопрос о будущих путях развития интеграции, локомотив которой прочно ассоциируется с Германией. Так что, какой путь будет избран Брюсселем, вряд ли станет ясно до тех пор, пока по этому поводу не выскажется Берлин. Но для этого Меркель должна снова стать полноценным канцлером.
Комментарии
германия не только на грани новых выборов, которые ничего очевидно не изменят, но и на грани раскола и развала по примеру испании, англии или украины.
это общий кризис гнилого капитализьма, либерализьма и всеобщего пофигизьма.
Но следующим канцлером будет Аль Шахрад.
В СМИ постоянно талдычат, что есть локомотив ЕС (Германия, Франция, Англия), и есть "вагоны" бессловесные, которые неукоснительно движутся за локомотивом, и что их мнение никого из локомативщиков не интересует.
Но это опять отношения барина с холопом. Такой "союз" в принципе не может существовать без проблем.
Польшу подкормили в свое время, и вот она уже носом воротит и норовит рычать на ЕС (нашла себе друга США).
Прибалты, так это и вовсе шавки подконтрольные. Лают на Россию за то, что их накормят.
В общем - дружба народов.