О любви и привязанности
На модерации
Отложенный
У суфиев есть такая легенда, что Бог создал всю Вселенную только для того, чтобы Ему было что любить. Потому что Он был один и Он был переполнен любовью так, что Он не знал на кого ее вылить, тогда Он создал весь мир — чтобы было кого любить. И Он вечно благодарен миру за то, что Он может проливать на него свою любовь.
Точно также, если Вы любите так человека, то Вы принимаете его целиком. Вам не надо ничего исправлять в нем, потому что если Вы хотите изменить человека – на самом деле Вы врете, Вы не любите его. Он может Вам нравится. Это можно назвать словом привязанность, физиология, приятность, что угодно, но не любовь. Потому что Вы хотите изменить его. Вы хотите его исправить в соответствии с тем, каким он, по вашему мнению, должен быть. На самом деле Вы хотите его исправить под себя, сделать его удобным для себя, для своей любви. Чтоб Вы могли любить его лучше. Чтоб он меньше досаждал Вам, на самом деле.
Вы слышали, наверное, такую фразу: “такого я тебя не люблю”, когда говорят в сердцах. Если говорят так, значит Вас не любят просто, это Вас дурачат, обманывают. Невозможно любить вот такого, а такого — не любить.
Вот как очень маленького ребенка любит мать. Она его любит без причины, причиной является его существование. Она ничего не ждет от него, и она не перестает его любить, когда он обмочил подгузники, например. Потому что она не ставит условий на то, каким он должен быть. Радость ей доставляет его существование, вот и все.
Но люди, взрослые мужчины и женщины, друг друга так любят очень редко, выставляются условия. Вот еще: любой из Вас сталкивался с такой любовью, когда если Вы, например, любите море, горы – Вы любите море или горы не фиксируя их состояния, не накладывая на них каких-то обязательств. Наоборот, радость Вам дарит море, к примеру, когда оно разное. Оно красиво и в шторм, и в штиль, и в полдень, и ночью, когда луна светит и дорожка лунная — очень красиво. И горы красивы и зимой, и летом, и когда цветут альпийские луга. Вы не ставите условий: “Пусть всегда солнце стоит так, здесь растет дерево, здесь будет так”. Наоборот, разнообразие заряжает Вас энергией.
Но когда Вы не позволяете человеку быть таким, какой он может быть, когда Вы его фиксируете, то это уже не любовь. Обычная любовь людей похожа на то, что... Она вот на что, обычная любовь, похожа. Это как огромное орудие, которое вы выставляете в своего возлюбленного, направили его на возлюбленного, это орудие, поймали его в перекрестие прицела и начинаете его любить: “Тра-да-да-да-да-да-да!”. Но он — живой человек, он не стоит на месте. Он начинает двигаться, он уходит в сторону, он перемещается по жизни. Но этот ствол, эта пушка такая массивная, она весит много тонн, ее невозможно сдвинуть в сторону быстро. Гораздо легче этого бедного, несчастного человека вернуть в перекрестие вашего прицела, приковать его там, и любить, любить его пока... до гроба, как в сказках: “они были счастливы до смерти”. Вот. А обычная любовь — это просто, как флюгер, который следует за ветром.
Вы любите живое, вы не насилуете, вы предлагаете. Да, вы можете предлагать тому, кого вы любите, нечто. Но вы не насилуете. Дело того человека, которого вы любите, его дело — принимать ваше предложение или отвергать его. Взять от вас то, что вы дарите ему или нет, воспользоваться этим или нет.
Вы не навязываете ему этого и вы не сажаете его в тюрьму. Вы и себя не сажаете в тюрьму, вы не бываете искусственным. Вы никак своего поведения не подстраиваете под него. И самое замечательное, что такая любовь, она не обессиливает. Она наоборот заряжает силой и энергией. Она дает, наоборот, вам радость и еще большую свободу. Она освобождает. Чем больше вы влюблены в этом случае, чем больше вы переживаете любовь, тем вы чувствуете себя свободнее и возвышенней.
Вот я в одном маленьком монастыре видел эпитафию. На могиле одного священника было написано — “ Спасибо, что ты был”. Понимаете! За то, что ты был. Не за то, что ты был любящим отцом или любимым мужем, или — “ты так любил меня”... просто, за то что ты был. Это и есть причина любви — существование того, кого вы любите. И благодарность ему за то, что он позволяет вам испытывать это чудесное переживание.
Диоген Синопский, который жил в Пифосе, у него есть такая фраза о том, что все слабое нуждается во многом, а все сильное нуждается в малом.
Так же и любовь. Если любовь у вас сильная, если это нечто огромное внутри вас, то она сильна. Вы не ставите никаких условий — вам не надо, чтобы любимый был таким-то и таким-то. Если любовь слабая, если вы слабый человек, если ваша душа маленькая, то вы ставите колоссальное количество условий: надо быть таким, таким, таким и еще таким.
Вот еще, что важно сказать. Нужно отличать две принципиально разные вещи — связь и привязанность.
Связь и привязанность.
Привязанность, когда вы любите с привязанностью, а так любят практически все люди, это похоже на то, что вы стоите, например, лицом к лицу с друг другом, вы схватили друг друга плотно: и в одежду и в руки, и не даете человеку возможность ни повернуться, ни отойти, ни подойти. Не даете возможность ему кружиться, танцевать вокруг вас, приближаться, отходить. Видеть его фактически во всей красоте, во всей полноте жизни. Вы образовали мертвый диполь такой, вы не двигаетесь, не даете двигаться ему. Даже расти не даете, если крепко держите.
А связь — это совсем другая вещь. Это не привязанность. Связь — это как то, что у вас есть радиотелефон в кармане и у меня радиотелефон. И я всегда вас чувствую. я всегда с вами вместе фактически. Здесь ли вы, на километр от меня, или вообще в Австралии, я беру трубку и я слышу ваш голос, а вы слышите мой голос — мы вместе. Тело может быть рядом, чуть дальше, вообще далеко. Но связь, связь есть и мы всегда вместе. И отличие этих двух видов любви на самом деле тотальное в том, что первая любовь — это любовь к мертвому, любовь, которая хочет, которая насилует, которая заключает в тюрьму, которая лишает сил — это любовь, которая живет в голове.
А другая любовь — она живет в сердце. И та, которая живет в сердце... здесь интересная вещь, чем вы больше себя отдаете, тем вы чувствуете себя больше наполненными. Это не то, что сохраняется, как драгоценность в сосуде, наоборот — это, как родник, чем больше вы разбираете камни, убираете, черпаете оттуда воды, тем в нем больше новой воды прибывает. Точно тоже происходит с вами, чем больше вы отдаете, чем больше вы любите в действии, тем больше вы наполнены этой любовью.
Но другая любовь, головная любовь, она теряет, она лишает вас сил. Почему она живет в голове? Потому что вы все время вспоминаете и сравниваете. Вот две самых важных вещи. Есть еще третья, менее важная, вы — планируете. Может быть она тоже очень важная. Вы все время вспоминаете и сравниваете. И у вас становится огромной голова и маленьким сердце. У вас идет переток сил в голову, голова пухнет, и она в конце концов взрывается. И находится случай, когда вы в конце концов перестаете быть довольным своим возлюбленным и вы расстаетесь с ним.
Обычная любовь — она пожирает того, кого вы любите. От чего это возникает? Дело в том, что есть три октавы пищи, три вида пищи.
Первая октава — это та пища, которую мы едим за завтраком, обедом и ужином. Ну некоторые счастливчики еще и полдник сюда включают.
Вторая октава — это более тонкая пища. Это те энергии, которые мы черпаем из окружающего мира. Например ту, которую мы вдыхаем с воздухом.
И самая тонкая октава пищи, самая тонкая еда, которой мы питаемся — впечатления. Это та пища, которой непосредственно питается сознание, растущая душа. Потому что она растет в течение всей жизни.
И кстати, если эта пища, если впечатления грубые, которые вы получаете из мира или, заметьте, производите их сами, потому что большую часть вы производите сами. Вы берете что-то извне и добавляете к этому огромное нечто, которое берете внутри себя. Так вот, если впечатления грубые, получаемые вами, то такое же становится, закостеневает ваше сознание, ваша душа.
Так вот. Обычно существует равновесие между тем, что вы отдаете и что получаете. Но если вы что то хотите от какого-то человека, если вы все время думаете о нем, вспоминаете его все время, то значит вы все время питаетесь им или ей, что точно также бывает.
А если вы любите от сердца, вы, наоборот, наполняете пространство своими вибрациями, своей любовью. Не своей личностью, своим эго, а тем, что вне вас, тем, что через вас идет.
Поэтому Ошо сказал, что все просветленные покидали этот мир более прекрасным, чем находили его, когда появлялись здесь. Это от того, что они фактом своего существования украсили мир. Живя здесь они наполнили его любовью. Добавили сюда еще чего-то, в тонком, прекрасном плане, чего до них не было. И вот можно вспомнить просто, как Джебран Халиль Джебран в “Пророке” о такой вот прекрасной любви писал: “вы будете вместе, даже в безмолвной памяти Бога, но пусть близость ваша не будет чрезмерной, и пусть ветры небесные пляшут меж вами. Любите друг друга, но не превращайте любовь в цепи.
Пусть лучше она будет волнующимся морем меж берегами ваших душ. И наполняйте чаши друг другу, но не пейте из одной чаши. Давайте друг другу вкусить своего хлеба, но не ешьте от одного куска. Пойте, танцуйте вместе и радуйтесь, но пусть каждый из вас будет одинок, как одиноки струны лютни, хотя от них исходит одна музыка. И отдавайте ваши сердца. Но не во владение друг другу, ибо лишь рука жизни может принять ваши сердца. И стойте вместе, но не слишком близко друг к другу, ибо колонны храма стоят порознь. И дуб и кипарис не растут один в тени другого”.
Андрей Лапин
Комментарии