Природа мысли.

На модерации Отложенный Изучение природы мысли учеными XX века

Если бы поскорей, как можно скорей, даже в непросвещенных массах человечества зародилось сознание о значении и мощи мысли! Одно осознание значения мысли уже значительно преобразит земное существование.

Н. К. Рерих

Знаменательно, что мы с вами живем в эпоху энергетического мировоззрения, в эпоху понимания мысли как высшего проявления психической деятельности человека, а значит и высшего проявления психической энергии.

 

В основании энергетического мировоззрения лежит закон о сохранении энергии, об ее неуничтожимости и переходе из одного вида в другой. Передовые умы XX в. придерживались энергетической концепции мироздания, развивая ее в своих научных исследованиях и философских размышлениях. Именно в России, ставшей родиной научного учения о биосфере и переходе ее в ноосферу и открывшей реальный путь в Космос, уже начиная с середины XIX столетия вызревает уникальное космическое направление научно-философской мысли, широко развернувшееся в XX веке. В его ряду стоят такие философы и ученые, как Н. Ф. Федоров, А. В. Сухово-Кобылин, Н. А. Умов, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский, П. А. Флоренский, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев и др. Мысль Н. К. Рериха, что человек – прежде всего обитатель Космоса и только потом житель планеты Земля, – можно считать квинтэссенцией всего русского космизма.

 

kaznacheev«Русский космизм, – считает академик РАМН В. П. Казначеев, – есть опережающий ход мысли об эволюции космического живого вещества, и в этом направлении нас ждут новые успехи и открытия»[1].

 

С открытием явления радиоактивности стал очевиден переход, хотя и постепенный, материи в энергию. Уравнение Эйнштейна Е = mc2 дает основание говорить не только о превращении материи в энергию, но и теоретически об обратном процессе – превращении энергии в материю, то есть доказывает, что энергия и вещество являются двуединым проявлением одной и той же универсальной субстанции.

 

В мировоззрении древних всегда жило представление о единой движущей силе Вселенной и о взаимосвязи всего живущего в Космосе. В разных веках и в разных народах эта космическая энергия жизни называлась по-разному: В Древнем Китае – чи, в Древней Индии – прана или жизненная сила. В современной науке – психическая энергия. И сегодня ученые имеют возможность экспериментального наблюдения и изучения тонких энергий.

 

«Жить, говоря языком физики, – это значит пропускать сквозь себя поток космической энергии», – писал А. Л. Чижевский[2]. Энергетическая концепция занимала важное место в системе научных взглядов известного русского врача-психиатра, академика В. М. Бехтерева. Суть ее заключается в утверждении энергетической природы психических явлений, имеющих своей первопричиной некую «свободную энергию». В ходе взаимодействия человека с миром внешняя «свободная энергия», по Бехтереву, поступает в организм человека через органы чувств и преобразуется в них в нервно-психический процесс. Проявляя те или иные формы социальной активности, человек, наоборот, превращает нервно-психическую энергию в свободную энергию, тем самым пополняя мировое энергетическое пространство[3]. В этом постоянно осуществляющемся энергообмене между человеком и миром, по Бехтереву, – источник их существования и развития, их вечности и неуничтожимости. Развивающаяся в настоящее время отрасль медицины, называемая вибрационной, изучает тонкие энергии, высокочастотные вибрации, их взаимодействие с молекулярными структурами и роль, которую они играют в поддержке гомеостаза всего организма. В своей книге «Вибрационная медицина» доктор Ричард Гербер рассматривает человека как совокупность взаимодополняющих энергетических полей, которые взаимодействуют с физическим телом на клеточном уровне. Человек, считает он, зависит, как и все живые существа, от неуловимой жизненной силы, определяющей его целостность и жизнеспособность[4].

 

Таким образом, ученые стали подходить к человеку как к энергетической системе, которая не только производит собственную энергию, но и аккумулирует энергию извне и трансформирует эти энергии. «Человечество является аккумулятором и трансмутатором высокой энергии, которую мы условились называть психической», – сказано в философском наследии семьи Рерихов – Живой Этике[5].

 

Мысль как энергию научно стали изучать в начале XX в. Еще в 1853 г. русский ученый-химик А. Бутлеров для объяснения мысленного внушения при гипнозе предложил рассматривать в качестве источника излучения нервную систему и мозг человека. Он предположил, что движение «нервных токов организма» идентично взаимодействию электрических токов в проводниках. Именно электроиндукционный эффект объясняет, по его мнению, физическую природу сигналов от мозга одного человека к мозгу другого. С гипотезой Бутлерова был согласен физиолог И. Сеченов, обративший внимание, в свою очередь, на тот факт, что эмоции и близкие родственные отношения, особенно между близнецами, значительно усиливают эффект мысленного взаимодействия[6].

 

behterevАкадемик В. М. Бехтерев одним из первых российских ученых занялся непосредственным изучением мысли. Результаты его исследований были изложены им в докладе на конференции Института по изучению мозга и психической деятельности в июле 1920 года. К этому времени на Западе уже многие ученые работали над изучением возможности передачи мысли на расстояние (так называемой телепатии). Но накопленный экспериментальный материал был достаточно противоречивым. Бехтерев считал, что если существует такой факт передачи мысли, то доказать это необходимо строго научно на людях с нормальной психикой. А начинать такие опыты лучше вообще на животных, чтобы исключить гипотезу пользования теми или иными знаками между экспериментатором и испытуемым. И вот совместно с известным зоопсихологом и дрессировщиком В. Л. Дуровым, Бехтерев проводит ряд опытов с его дрессированными собаками. Оказывается, Дуров успешно дрессировал своих питомцев с помощью мысленного внушения. Они исполняли с большой точностью его мысленные приказы. Дуров писал: «Я собираю все силы своих нервов, сосредотачиваюсь до полного забвения окружающего меня внешнего мира на одной мысли. А мысль эта состоит в том, что я должен запечатлеть в своей голове очертание интересующего меня предмета до такой степени, что, когда я оторвусь взглядом от данного предмета, он все-таки должен стоять передо мной, как живой... Я властно поворачиваю к себе голову Лорда (имя собаки) и смотрю ему в глаза, вернее, дальше глаз, куда-то внутрь, вглубь. Я фиксирую в мозгу Лорда то, что сейчас зафиксировано в моем мозгу. Я мысленно спокойно рисую ему часть пола, следующую к столу, затем ножки стола, затем скатерть и, наконец, книгу, которую необходимо взять. Затем мысленный приказ: "иди!" Лорд вырывается, бежит к столу и приносит нужную книгу. Задание исполнено».

 

Был проделан целый ряд подобных опытов. Отдавал мысленные приказы и Бехтерев, и его сотрудники. Менялись условия эксперимента, становились более жесткими. Дурову завязывали глаза, ставили перед ним ширму или экран и даже закрывали его в другой комнате. Было проведено 75 экспериментов, и неизменно собаки выполняли мысленные приказы.


«Приходится допустить, – пишет Бехтерев, – возможность передачи мысленного воздействия одного индивида на другого с помощью какого-либо вида лучистой энергии ...И есть основание полагать, что здесь мы имеем дело с проявлением электромагнитной энергии»[7].

 

В это же время известный биофизик, академик П. П. Лазарев в статье «О работе нервных центров с точки зрения ионной теории возбуждения»детально обосновывает задачу прямой регистрации электромагнитного излучения мозга, и высказывается о возможности «уловить во внешнем пространстве мысль в виде электромагнитной волны». Лазарев рассчитал, что с учетом скорости распространения электромагнитных волн (300 тыс. км. в сек.) и основного ритма колебаний электрического потенциала мозга 10–5 Гц длина волны предполагаемого пси-излучения мозга должна быть 6–30 тыс. км. Бехтерев не соглашался в этом с Лазаревым, считая, что пси-излучение должно быть коротковолновым (высокочастотным).

 

В 1920 – 1923 годах целую серию исследований выполнили наши ученые: В. Дуров, Б. Кажинский и А. Л. Чижевский в Практической лаборатории по зоопсихологии (научный уголок известного дрессировщика Владимира Леонидовича Дурова) при Главном управлении научными учреждениями Наркомата просвещения (Москва). В этих экспериментах человека помещали в камере Фарадея, экранированной листами металла, и мысленное воздействие выполнялось на собаку или человека. Положительный результат был достигнут в 80% случаев.

 

В 1922 – 1923 годах профессор А. А. Гурвич открывает клеточное излучение. Зарегистрированное в ультрафиолетовом диапазоне, оно получает название митогенетического.

 

В 1923 году Б. Кажинский в своей книге «Передача мыслей» предложил схему прибора, способного осуществить улавливание и регистрацию мысленных мозговых пси-излучений.

 

В 1924 году председатель Ученого Совета лаборатории зоопсихологии В. Дуров издает книгу «Дрессировка животных», в которой рассказывает об опытах по мысленному внушению.

 

chizhevskyВ 1925 году две статьи по мысленному внушению пишет А. Л. Чижевский: «О передаче мыслей на расстоянии» и «От астрологии к космической биологии». Вслед за Бехтеревым Чижевский говорит уже о влиянии и взаимовлиянии процессов внушения на ход эволюции человечества и активного поведения общества. Впервые в мире Чижевский обращает внимание на связь интенсивности мозгового пси-излучения с активностью Солнца и состоянием электромагнитного поля Земли.

 

На Западе тоже ведутся активные исследования по изучению мысли. В 1920-х годах знаменитый индийский биолог Дж. Боше изучал воздействие человеческой мысли на жизнедеятельность растений и установил, что мысль добрая, мысль сочувствия могла ограждать растение от действия яда. И наоборот, мысль злобная усиливала смертельное воздействие. В 1935 году в Кембриджском университете был произведен кинематографический снимок человеческой мысли профессором физиологии Адрианом и профессором Метиусом. В 1938 году в Америке профессора Рейн и Макдугл занимались передачей мысли на расстоянии и установили, что мысль может передаваться на огромные расстояния, и что способность к передаче мыслей заложена в каждом человеке. В 1948 году доктор О. Брюнлер обнаружил, что мозг высылает ультрафиолетовые лучи различных длин волн. Чем выше длина волны по шкале Брюнлера, тем более творчески подходит человек к своей деятельности. Врач-психиатр из Калифорнии Анита Мьюль установила, что различного качества мысли по-разному влияют на человека, изменяя частоту его пульса[8].

 

В 1972 году зарегистрировано открытие академика В. П. Казначеева и его сотрудников, установивших электромагнитную связь живых клеток друг с другом. В настоящее время в Сибирском Отделении РАН, в Международном научно-исследовательском институте космической антропоэкологии продолжаются работы по передаче мыслей и мыслеобразов. Их продолжает возглавлять академик Казначеев.

 

В начале 1980-х годов в Пермском медицинском институте профессор A. Чернетский многократно фиксировал с помощью электростатического датчика созданные человеческим мозгом мысленные образы. Академик Российской народной академии А. Охатрин рассчитал и создал аппаратуру для регистрации микролептонных излучений мозга. Специально изготовленный фотоэлектронный аппарат переводит их в оптический диапазон, то есть делает видимыми человеческим глазом. Электронный аппарат фиксировал отделяющиеся от окружающей человека ауры облачка, которые ученые называли мыслеформами или кластерами. Ученые пришли к выводу, что так называемые мыслеформы(материальные формы мыслей) – это некие энергетические сгустки, порожденные мыслями или эмоциональными всплесками, насыщенные определенной информацией и наделенные самостоятельным, независимым от породившего их человека бытием.

 

Таким образом, ученые подтверждают, что человеческая мысль является энергией, которая может воздействовать как на растения и животных, так и на человека, то есть на весь окружающий мир. В соответствии с законом сохранения энергии, мысль неуничтожима. Человечество в процессе своей деятельности постоянно мыслит, внося свой вклад в энергетику земли. В. И. Вернадский писал: «Человеческий разум – и организованная им деятельность человека – меняют код природных процессов в такой же степени, как меняют их другие известные нам проявления энергии, но меняют по-новому»[9].

 

Современные исследования мысли хорошо согласуются со знаниями древних. Если мы обратимся к древним источникам, то найдем много поучительного и интересного о мысли. Будда учил, что мысль является первенствующим фактором эволюции всего Сущего и что закон причинно-следственных связей (кармы) создается мыслью, ибо, поразмыслив, человек действует телом, словом и разумом. Философы древности учили мыслить о прекрасном. Великий Платон говорил: «Мысли управляют миром». Христос учил: «Уберегитесь от дурных мыслей. Они обратятся на вас и осядут на плечи ваши, как омерзительная проказа. Но добрые мысли вознесутся ввысь и вас вознесут. Нужно знать, насколько человек носит в себе и свет целебный, и мрак смертный». Каковы наши мысли, таковы и мы. Потому что они искренни и идут от нашего естества. «Вся нравственность человека заключается в его намерениях», то есть в его побуждениях, мыслях, писал Ж.-Ж. Руссо. А это означает, что каждый человек должен осознать высокую ответственность за качество своих мыслей.

mysl 1946

 

[1] Казначеев В. П., Спирин Е. А. Космопланетарный феномен человека. Новосибирск, 1991.

[2] Чижевский А. Л. Космический пульс жизни. Земля в объятиях солнца. Гелиотараксия. Москва, 1995.

[3] Бехтерев В. М. Бессмертие человеческой личности, как научная проблема. Петроград, 1918; Бехтерев В. М. Избранные работы по социальной психологии. М., 1994. (Серия «Памятники психологической мысли»).

[4] Гербер Р. Вибрационная медицина. М., 1997.

[5] Учение Живой Этики. Москва, 1994.

[6] Кандыба В. М. Техника мысленного гипноза. Санкт-Петербург, 1997.

[7] Бехтерев В. М. Об опытах над «мысленным» воздействием на поведение животных // Вопросы изучения и воспитания личности. 1920. № 2. С. 232–265.

[8] Рерих Е. И., Рерих Н. К., Асеев А. М. Оккультизм и Йога. Летопись сотрудничества. T. 1. Москва, 1996; Рерих Н. К. Листы дневника. Т. 1. Москва, 1995. С. 125–128.

[9] Вернадский В. И. О науке. Т. 1: Научное знание. Научное творчество. Научная мысль. Дубна, 1997.