Поменяет ли Рута "Иерушалаим де Лита" на Иерусалим?

Рута Ванагайте. Фото: Дарья Бурякина, tut.by

Этот вопрос был задан известной литовской писательнице Руте Ванагайте не столько в связи с конфликтом с истеблишментом страны по еврейскому вопросу, сколько из-за тесной дружбы с "охотником за нацистами" Эфраимом Зуроффом, которая, как оказалось, переросла в нечто большее 

Вэл ЭЛЕНС

 

История их взаимоотношений началась с враждебности. Приехал, понимаете ли, израильтянин, родственники которого погибли в Литве от рук нацистов и их приспешников, да еще критикующий страны Балтии за то, что те не спешат признавать юдофобские грехи своих граждан. А у самой Руты родня была как раз с другой стороны расстрельной ямы, и кое у кого руки были обагрены еврейской кровью.

Как призналась сама Ванагайте, ей пришлось преодолеть себя, чтобы поехать с главой иерусалимского отделения Центра Симона Визенталя по местам массовых убийств евреев. На днях, как сообщает delfi.lt, на презентацию своей книги "Курица с головой салаки" она пришла вместе с Зуроффом.

— Больше двух лет назад, когда я писала книгу "Наши", рискнула и пустилась в поездку с врагом по местам массовых убийств, — рассказала она. — Зурофф много лет был врагом всей Литвы, значит, и моим. Однако во время поездок по Литве выяснилось, что этот враг умный и глубокий человек, настоящий друг. Поездка по местам массовых убийств завершилась, вышла книга, а по прошествии еще одного года неожиданно началось еще одно наше путешествие. Совместное путешествие по жизни.

Эфраим Зурофф. Фото: Wikipedia / Arikb

После выхода этой книги, а также серии интервью, в которых Ванагайте жестко критиковала соплеменников за то, что те не раскаялись в участии в Холокосте и героизируют литовцев, замешанных в массовых убийствах евреев, у нее начались проблемы.

Она стала персоной нон грата во многих сферах общественной жизни, ее принялись обвинять в предательстве национальных интересов и фальсификации истории. Новая волна возмущения нахлынула после того, как она назвала "героического" литовского "партизана" Адольфаса Раманаускаса-Ванагаса, боровшегося против советских оккупантов, агентом НКВД и КГБ. Когда его задержали, этот "лесной брат" сдал всех своих сторонников, однако, по ее словам, об этом в Литве говорить не хотят.

Как мы писали, в связи с этим литовское издательство Alma littera решило разорвать договор о сотрудничестве с ней и немедленно изъять все её книги из всех книжных магазинов, включая электронные.

Депутаты Сейма консерваторы Арвидас Анушаускас и Лауринас Касчюнас назвали Ванагайте агентом Кремля.

На этом фоне вполне естественным был бы отъезд вместе с Зуроффом в Израиль. Однако Рута по этому поводу сказала корреспонденту delfi.lt:

"Покину ли я Литву ради самого интересного, самого наэлектризованного города в мире — Иерусалима? Города, где всегда светит солнце и заряжены все ружья… Отвечу цитатой из моей последней книги: "Сколько времени я смогу провести без тебя, без моей дождливой Родины? Без твоих тяжелых туч?.. Ведь я родилась в резиновых сапогах". Я слышала, что в официальных слоях Литвы говорят, что Ванагайте обуздала Зуроффа, сейчас он уже не будет нас критиковать. Неправда. Его обуздать невозможно. Мне нравятся такие люди — я и сама такая. А этот Зурофф, оказывается, наш, литвак — одни его прадеды из Линкмениса, другие — из Шедувы. Кости деда Зуроффа лежат на дне озера Линкмянис, а семья брата его деда — в панеряйской яме. У меня хорошая новость для Литвы и плохая для литовских антисемитов: евреи возвращаются!"