Обращение

Уважаемые макспарковцы!

Прошу вас ознакомиться с текстом нижеследующего обращения. Надеюсь получить от вас подсказки и рекомендации как по содержанию документа, так и по вопросу: куда его лучше направить, чтобы он возымел действие? Заранее благодарю. 

 

ОБРАЩЕНИЕ

Написать данное обращение меня побудила неудачная попытка реализовать право на льготную установку надгробия на могиле моей матери – ветерана Великой Отечественной войны и ветерана труда в соответствии с законами Российской Федерации. Для этого я обратился в Совет ветеранов войны и труда города Белогорска в Республике Крым, где постоянно проживала с 1944 по 2014 год моя мама Алтухова Лидия Филипповна. Все необходимые документы были поданы члену Совета ветеранов Костюченко Валентине Ивановне в помещении Совета летом 2015 года и приняты ею безоговорочно. Не проживая в Белогорске постоянно, я регулярно интересовался у Костюченко  ходом выполнения договора об изготовлении и установке надгробия. Летом 2017 года, то есть по прошествии двух лет, выяснилось, что договор не выполнен, копии документов утеряны, а, по словам Костюченко,  программа предоставления льгот на увековечение памяти ветеранов якобы остановлена. Вразумительного объяснения причин этого обстоятельства из уст Костюченко не последовало, отмахнулась от меня и председатель Совета ветеранов Белогорска Копчук И. Д.(см. моё заявление в Совет ветеранов и ответ на него во вложении).

В результате самостоятельно проведенного расследования я получил из первых рук письменную информацию о ситуации с исполнением Федерального «Закона о ветеранах» в Крыму в части, касающейся предоставления льгот на установление надгробных памятников на могилах ветеранов войны после воссоединения Крыма с Россией и образования Крымского Федерального округа. Материалы мне предоставил Вице-президент Союза похоронных организаций и крематориев в Крымском ФО, член Экспертного совета при Министерстве строительства и ЖКХ РФ по выработке государственной политики в сфере похоронного дела и директор ООО «Ратная память» Ремез М. И. Из этой информации следует, что в Республике Крым сложилась крайне неприглядная, болезненная, более того, абсурдная, если не сказать тупиковая,  ситуация в этом вопросе, суть которой состоит в том, что вступивший в силу  22 декабря 2014 года Федеральный Закон №421-ФЗ  «Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» исключает из числа бенефициаров государственной гарантии на льготную установку надгробий   умерших до референдума 18 марта 2014 г. крымских ветеранов войны, их законных представителей и  родственников, являющихся гражданами Российской Федерации. Ещё за полгода до приятия и  вступления в силу указанного закона  на имя военных комиссаров Республики Крым и города Севастополя, поступило письмо от заместителя директора Департамента бюджетного планирования и социальных гарантий Министерства Обороны РФ Ю.Яркоевой (11.06.2014 исх.№180/6/6553), о том, что ветераны и инвалиды ВОВ умирали гражданами Украины и им льготы, предусмотренные законодательством РФ, не положены.

То есть юридически и фактически значительная часть российских граждан лишена права на государственную гарантию, предоставляемую Законом о ветеранах, другими законами и нормативными актами государства (указ Президента РФ, постановление Правительства РФ, приказ министра обороны; подробнее см. перечень документов Ремеза во вложении). 

Мне трудно судить о том, чем руководствовался российский законодатель, принимая рестриктивный закон об особенностях предоставления социальных льгот крымчанам после воссоединения Крыма с Россией в марте 2014 г. (далее – «закон об особенностях»). Может юридически тут всё и обоснованно, но Фемида, как известно, «слепа»  и в этом чувствительном для гражданского сознания вопросе представляется необходимым открыть глаза и трезво посмотреть на очевидные нелепости в данном законе и вредные последствия правоприменительной практики с человеческой, а стало быть, и политической точки зрения.

Несуразности просто бросаются в глаза:

- одним письмом второстепенной чиновницы МО внесён раскол в ряды ветеранов ВОВ только на том основании, что одним «повезло» дожить до референдума, другим - нет. Но те и другие зарабатывали свой статус на фронтах и в тылу вместе, не щадя своей жизни и здоровья ради общей Родины – Советского Союза; 

- дискриминационный закон и сомнительное усердие мелких чиновников МО, опередивших законодателя,  позволяет  потирать руки украинским националистам и нацистам, злорадствовать по поводу двойной морали российских властей: вот вам «Крымнаш» - получили? (справочно: ранее действующее законодательство Украины не предусматривало льготу по изготовлению и установке надгробия ветеранам ВОВ за счет средств того или иного бюджета). Ведь тысячи российских граждан Крыма и россиян за его пределами из-за формально украинской принадлежности их умерших до референдума родственников, по сути, являются юридическими изгоями в собственной стране, не имея права обращаться за льготами для ветеранов ни в российские, ни тем более в украинские инстанции.;

- как всегда, законодатель одной рукой даёт, а другой забирает: см. противоречие по рассматриваемому вопросу между законодательством РФ о ветеранах в целом и дискриминационным положением закона об особенностях:

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона 

«Настоящий Федеральный закон определяет особенности правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя (далее - граждане)». 

Законодатель не учёл, но мы-то «внизу» видим, что на территории самого молодого субъекта РФ искусственно создана значительная прослойка «не граждан». Пусть даже в одном, но очень чувствительном для всего общества вопросе: справедливом отношении ко всем без исключения ветеранам войны и труда. Тут уже «не гражданство» попахивает позорным балтийским сценарием. 

Хотя после принятия закона об особенностях прошло всего не полных три года, но его негативные последствия уже сказались и будут сказываться далее. Вот лишь некоторые, лежащие на поверхности факты и явления: 

1. Массовое недовольство и фрустрация родственников умерших до 18 марта 2017 г. ветеранов.

2. Безразличие к их судьбе руководства Республики Крым, представителей Республики Крым в парламентских структурах РФ, руководства и ответственных работников минобороны РФ, в ведении которого находится финансирование льгот.

3. Безразличие, доходящее до откровенного бессердечия и хамства, ветеранских организаций, в частности белогорского Совета ветеранов, с которым непосредственно столкнулся автор этих строк.

Теперь подробнее по пунктам:

1.      По информации Ремеза М. И., «особое возмущение родственников ветеранов данной несправедливостью вызвано, когда ветераны Великой Отечественной войны умирали за несколько месяцев, недель или дней до исторического события – возвращения Крыма в состав Российской Федерации» (так в тексте, но суть ясна). 

Моя мама, Алтухова Лидия Филипповна, 1923 г. р., переехала в Крым со всей семьёй в сентябре 1944 года из Тамбовской области в связи с постановлением правительства СССР об оказании помощи освобождённому Крыму, работала и проживала на его территории безвыездно до самой смерти – 27 февраля 2014 года, не дожив до референдума 18 марта две с половиной недели. После начала войны до переезда в Крым работала учительницей в разных сёлах Воронежской и Тамбовкой областей, спасаясь от фашистских бомбёжек. Имеет украинские удостоверение ветерана войны и ветерана труда. В 1966 награждена орденом «Трудового красного знамени» Союза ССР, в 1978 г. – медалью «Ветеран труда» от имени Президиума Верховного Совета СССР, указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июня 1945 г. – медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

Всё это признаётся российским законодательством о ветеранах как основания для получения посмертных льгот, кроме одного – «не дожила»! На чашах весов между полной лишений и самоотверженного труда жизнью 90-летнего человека и случайной исторической датой 18 марта 2014 года стараниями «патриотов» в Госдуме и МО РФ перевесила не в её пользу последняя. Ну, может ли историческая случайность лежать в основе федерального закона, затрагивающего судьбы и права целого народа?

Оказывается, в случае закона об особенностях – может, если законодатель, руководствуясь в целом дальновидной политической стратегией в отношении Крыма, упускает из виду существенный исторический, нравственно-политический аспект и его гуманитарные последствия. Не правовой ли курьёз это?

 2.      В год празднования 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне в 2015 году стараниями вице-президента Союза похоронных организаций и крематориев в Крымском ФО, членом Экспертного совета при Министерстве строительства и ЖКХ РФ по выработке государственной политики в сфере похоронного дела М.И. Ремезом была предпринята попытка содействовать решению вопроса об уравнивании в правах ветеранов войны, перешагнувших рубеж 18 марта 2014 года и не доживших до него. С этой целью им лично и в соавторстве с главами ветеранских организаций Крыма и Севастополя были направлены письма в адрес члена Совета Федерации Федерального собрания РФ от законодательной власти Республики Крым Цекову С. П., прокурору Республики Крым Поклонской Н. В., министру обороны РФ Шойгу С. К., статс-секретарю, заместителю министра обороны РФ, генералу армии Панкову Н. А., Главе Республики Крым, Председателю Совета Министров Республики Крым Аксёнову С. В.  (дважды), губернатору Севастополя Меняйло С. И., Председателю Государственного совета Республики Крым Константинову В. А., Председателю Совета общероссийской общественной организации ветеранов вооружённых сил РФ, генералу армии Ермакову В. Ф.

Основываясь на явно выраженном волеизъявлении граждан в форме многочисленных обращений родственников умерших до 18 марта 2014 ветеранов, перед вышеназванными официальным лицами ставился вопрос об инициировании ими в структурах Президента , Правительства и Законодательного Собрания Российской Федерации изменений и дополнений в Закон о ветеранах РФ и Закон об особенностях с тем, чтобы покончить с практикой ущемления законных интересов крымчан при нахождении Крыма в составе Украины, которая, как ни странно, продолжилась после воссоединения Крыма с Россией, но уже в иной плоскости.

Во всех письмах в государственные структуры представители общественных ветеранских организаций Крыма настойчиво проводили главную мысль:  «Будет справедливо, если вновь обретя Родину, ветераны Великой Отечественной войны, похороненные в крымской земле и их родственники, проживающие  в Крыму и Севастополе получат равные права по увековечиванию памяти, согласно российского законодательства на территории всей страны».

Казалось бы естественные и логичные чаяния простых крымчан в этом вопросе по состоянию на сегодняшний день не были услышаны «наверху». В августе 2017 г. на мой недоумённый вопрос по этому поводу М. И. Ремез лаконично сообщил: «Никому ничего не нужно». На моё предложение продолжить бередить эту тему красноречиво ответил молчаливым отказом.

 3.      «Глухота» верхов эхом отозвалась в позиции общественных «низов». Председатель Белогорской районной общественной организации социальной поддержки ветеранов войны, труда, военной службы и правоохранительных органов И. Д. Копчук в своём ответе на мою жалобу о бездействии её организации (см. текст во вложении) вопреки фактам, законам РФ и всякой логике беззастенчиво отрезала: «На Ваше заявление от 29.08.2017 года сообщаем следующее: Белогорский районный совет ветеранов вопросами льготного установления памятников участникам боевых действий не занимался и не занимается.» И ни слова сожаления или извинения по поводу утраты документов на мою маму членом этой организации Костюченко В. И. Мне особенно жаль фотографию мамы, которая была приложена к документам и безвозвратно потеряна. Она была в единственном экземпляре и теперь её нет. И не с кого спросить за это. 

Выводы и предложения:

 1.      Хотя введение российского законодательства по социальной поддержке ветеранов войны в Крымском Федеральном округе в целом явилось прогрессивным шагом и улучшило их обеспечение, наличие ограничения в законе «Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки)» от 22 декабря 2014 года, касающегося только лиц, зарегистрированных в Республике Крым и в Севастополе по состоянию на 18 марта 2014 г.  является той самой ложкой дёгтя в бочке мёда, которая портит качество всего законодательного продукта.

2.    Рестриктивная формулировка предмета регулирования в данном законе (Ст. 1) создала почву для дискриминации российских граждан в части, касающейся их прав по увековечению памяти их родственников-ветеранов войны и труда, умерших до 18 марта 2014 года.

3.    Ограничение предмета регулирования в данном законе лишает российских граждан права на обжалование нарушения их прав, прописанных в российском законодательстве о ветеранах в судебном порядке, ставит потомков победителей в Великой Отечественной войне в унизительное положение просителей того, что их родственники потом и кровью заслужили в борьбе с чумойХХ века. 

4.    Данное ограничение противоречит конституционному принципу социального государства и создаёт почву для социального недовольства ущемлённых  в правах российских граждан, является источником психологического травмирования и нравственных страданий значительного количества несправедливо обделённых людей. Законодатель должен учитывать, что потомки ветеранов войны - в основном люди, воспитанные в Советском Союзе на принципах социальной справедливости и потому очень остро воспринимают любые отклонения от этого базового нравственного постулата любого нормального государства.

5.    Указанный недостаток в законодательстве о ветеранах игнорируется целым рядом государственных функционеров и чиновников, несущих ответственность за соблюдение гражданских прав на всей территории страны, что является недопустимым ни с правовой, ни с морально-этической точек зрения. Он же парализует деятельность общественных организаций по соблюдению законных прав ветеранов и их представителей на всей территории страны. 

В связи с этим предлагается:

 1.    Безотлагательно принять изменения и дополнения российского законодательства о ветеранах с целью устранения указанного недостатка. 

а) Федеральный закон №5 от 12.01.1995 г. «О ветеранах». Статью 12. Сфера применения настоящего Федерального закона изложить применительно к рассматриваемому вопросу в следующей редакции: “Настоящий Федеральный закон распространяется на граждан Российской Федерации (для Республики Крым и города федерального значения Севастополь с 12.06.1991 года для граждан, относящихся к категории ветеранов, указанных в статьях 2 - 4, в части требований статьи 24 настоящего Федерального закона).

б) Федеральный закон №421 от 22.12.2014 г. «Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Статью 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона изложить в следующей редакции: “Настоящий Федеральный закон определяет особенности правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя, а также гражданам относящимся к категориям ветеранов указанных в статьях 4 - 5 настоящего Федерального закона, умерших и захороненных на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь после 12.06.1991 года, в части требований статьи 24 Федерального закона №5 от 12.01.1995 г. “О ветеранах”.

2.    После принятия изменений и дополнений в законодательство обязать общественные организации социальной поддержки ветеранов довести до сведения родственников и законных представителей ветеранов, умерших до 18 марта 2014 года, что их законные требования будут учтены и реализованы, а также обязать их впредь внимательно относиться к заявителям и неукоснительно соблюдать российское законодательство о ветеранах, исключая факты бессердечия и халатности.

3.    До принятия изменений и дополнений в законодательство изыскать возможности финансирования указанной льготы за счёт регионального или местных бюджетов Крыма с последующим возмещением этих средств из федерального бюджета. Уверен, что эта мера с большим воодушевлением будет воспринята российскими гражданами не только в Крыму, но и во всей стране и укрепит авторитет власти.