1. Судьба играет с нами в прятки. Философ.

На модерации Отложенный

Предопределено - так тому и быть!

  По Эгейскому морю плыл греческий торговый корабль и, как принято, было в те времена, вместе с купцами и их товаром на борту находились пассажиры, отважившиеся морским путем добраться до нужного им места. Один из них – Философ со славного острова Крит.

Ветер слегка надувал паруса и гребцы, погоняемые надсмотрщиками, дружно налегали на весла, навязчиво беспокоя тихое море. Солнце стояло в зените, разморенные жарой пассажиры и матросы, свободные от вахты, прятались в спасительной тени.

   Чистая синева неба с редкими пушинками белых облачков и гоняющимися друг за дружкой маленькими сине-зелеными волнами не предвещали никаких погодных сюрпризов. Критянин нашел свободное место в глубине трюма и улегся спать на мягком тюке эллинской шерсти,

принадлежащей знакомому купцу. Но через четыре часа все изменилось. Ветер северный и бурный нагнал стеною волны и загромоздил небо тяжелыми грязно-серыми тучами. Море загудело. Вершины волн, украшенные кружевной пеной, стремились захлестнуть палубу.

Море, вначале рычащее как собака, охраняющая свою кость, теперь стало грохотать боем воинских барабанов. Водяные горы катились, набегая одна на другую и, казалось, только с одной целью – мощнее ударить в борт маленького деревянного островка, на котором кучка людей, в страхе вцепившись во все, что могло их удержать, молились своим богам. И не верилось, что в такой обстановке командой предпринимались какие-то меры к спасению.

   Но опытные мореходы не сдавались: быстро спустив парус и закрепив руль, они, привлекая к работе пассажиров, приступили к облегчению судна, сбрасывая за борт купеческую поклажу. И в этой общей суматохе глубоко в трюме был обнаружен мирно спящий Философ.

. - Ты что спишь, Критянин! Мы тонем, - кричали взволнованные и возмущенные купцы, расталкивая спящего, - ты что, не понимаешь, надо спасаться и пара твоих рук нам не помешает. Всем погибать или всем спасаться! Надо работать!

  Потягиваясь и зевая, Мыслитель, усмехаясь, отвечал:

- Будем ли мы работать или нет, не имеет никакого значения: что должно произойти, только то и произойдет, а не что-то иное. Всем управляет рок. Вашими жалкими блеяниями к своим богам судьбу не умилостивишь, ведь даже боги в подчинении у нее. А рок – этот неумолимый фатум, не является «кем-то» или «чем-то», а всего лишь закономерным действием, ведущим каждого от чрева матери до погребального костра.

-Справедливость всех богов зовется – «произволом» но, как говаривал старик Эсхил, и «Зевс от предрешенной не уйдет судьбы». Слепая, темная, безлична справедливость!

-Предопределено – так быть тому, без ваших там усилий – не усилий.Он вновь потянулся и, снисходительно глядя на оторопевших слушателей, продолжил речь:- Высшее состояние мудрости – бесстрастие, и только глупость может суетиться, и в мыслях, и в поступках, ведь глупость не понимает, что перед фатумом никакое положение человека, ни социальное, ни моральное, политическое или религиозное не имеет значения: все равны, получая жизнь, и всех ждет одна участь – смерть.

Согласитесь, если б было иначе, то обидно и возмутительно умирать, зная, что кто-то может жить вечно, а ты нет.

-Рок справедлив, и наша жизнь предопределена высшим бесстрастным законом слепой фортуны. Все друг перед другом равны в своем ничтожестве, и уж тем более, мы совершенно ничтожны перед самим роком. Царь иль раб – ничтожны одинаково. Поймите – равенство наше в ничтожестве!

-Посмотрите на природу, она бесстрастна, она созерцательна, в ней происходит именно то, что и происходит. А вот для вас пример следования природной мудрости, смотрите…

    Здесь Философ указал рукой вдаль трюма, где в свете факелов, несколько свиней за канатной оградой, спокойно пожирали из корыт свой корм. Довольное хрюканье и легкое сытое повизгивание было настолько сильным диссонансом с поведением испуганных людей, что у них возникло подобие стыда за проявление личной слабости.

- Вот вам истинное поведение мудрости, - издевался Философ, - Эти свиньи мудрее вас всех, они не вспоминают прошлое, не думают о будущем, а заняты жизненно важным делом – жратвой. А утонет или не утонет корабль, их не волнует потому, что они своими поросячьими мозгами понимают, что это от них не зависит, все во власти рока. Тогда для чего суетиться, волноваться, кричать, визжать?

-Но вы, люди, дети богов, даже этого не знаете. Гений художника нам в назидание изобразил фортуну слепой, да еще стоящей на шаре, очень неустойчивое положение!

-Она, не видя и не зная человека, абсолютно равнодушно совершает свой суд, вытаскивая жребий для каждого из нас. Всучила сослепу нам личную судьбу, и вводит тем в закономерность рока. Ни рождение, ни жизнь, ни смерть от нас совершенно не зависят. Исключений нет.

-Поняв это, мудрец бесстрастен. Ум хоронит чувства.

-И мы, пребывающие сейчас на деревянном корыте, болтающемся в море, поставлены в условия дилеммы: или погибнем, или останемся жить, и разрешится такая вот задачка без всякого нашего участия.

-А теперь, уходите от меня и не мешайте спать. Утону я или нет - не в моей власти, а волноваться или нет, вот, это уже зависит только от меня. И я выбираю мудрость свиней, а не суетность жалких людей.

  Мудрец улегся на прежнее место, уютно завернувшись в плащ и через несколько секунд его ровное дыхание, с легким похрапыванием, напоминало собравшимся хрюканье поросят.Мудрец спал.