Сочинский марш-бросок президента. От Фестиваля молодежи до «Валдая»

На модерации Отложенный

     Автор Людмила Игоревна Кравченко — эксперт Центра Cулакшина.

 На прошлой неделе российский президент одним выстрелом поразил сразу двух зайцев — и Фестиваль молодежи в Сочи посетил, и стал в очередной раз главным действующим лицом дискуссионного клуба «Валдай». Оба эти события, несмотря на свое различие в исходных мотивах и посылах, были превращены в пиар-акцию российского президента. С поставленной задачей президент справился: нарисовал молодежи образ будущей перспективной России с передовыми технологиями, напомнил своим будущим избирателям на «Валдае», что во всем виноваты «партнеры».

      ФЕСТИВАЛЬ МОЛОДЕЖИ

  С 14 по 22 октября в Сочи прошел XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Примечательно, что это нерегулярный фестиваль левой молодежи, выступающей под лозунгами борьбы с империализмом. Фестиваль, который в последнее время приходился на декабрь, прошел в октябре именно в момент «Валдая». Случайность ли это или целенаправленный ход — думать не будем. Сосредоточимся на вполне очевидных фактах.

 Путин полностью исказил исходную посылку мероприятия и перекроил фестиваль под себя. Напомню, что лозунг фестиваля этого года звучал как «За мир, солидарность и социальную справедливость, мы боремся против империализма — уважая наше прошлое, мы строим наше будущее!». То есть вполне конкретный политический посыл, адресованный странам, в которых принцип справедливости попран идеей прагматизма и наживы. Россия, отмечу, именно к таковой и относится. Если быть более точным, то российская властная элита по классификации Ленина подпадает под термин империалистической. Но взамен этой традиционной повестки российский лидер заявил, что «необходимо уйти от политизации фестиваля и посвятить его просто молодым людям». Напомню, что фестиваль молодежный. А Россия была только страной принимающей, то есть и права не имела менять повестку и формат фестиваля.
  Еще до самого мероприятия были высказаны опасения, что фестиваль будет «приватизирован» российскими властями. Как показал прошедший фестиваль, опасения были не напрасными.

Во-первых, фестиваль действительно утратил антикапиталистический окрас, который стал уже его неотъемлемой чертой. Конечно, прошли мероприятия, посвященные Октябрьской революции, Че Геваре и кубинской революции, но российский президент говорил об ином. Им был предложен Образ будущего 2030, где все свелось к конкурентным преимуществам молодежи и технологиям будущего, открытым для России.

  Во-вторых, по заявлению участников российские власти размыли состав представителей Фестиваля. Среди зарегистрированных участников оказались представители ультраправых. А некоторых Россия даже не допустила к фестивалю — тех, у кого были административные нарушения, в том числе и за участие в несанкционированных акциях протеста.

  Но что предложил Кремль взамен этой повестки? Своего президента как кандидата, за которого должна голосовать молодежь, которая хочет жить в технологически продвинутой стране. Кандидата, который говорит с молодежью на одном языке и знает ее проблемы. Кандидата, за которого в марте 2018 года должно проголосовать 70% населения страны, и в первую очередь на избирательные участки обязана прийти та молодежь, которая теперь в центре политической программы Кремля. Может именно поэтому среди возможных кандидатов на выборы появилась кандидатура Ксении Собчак — этакий новый Жириновский, но только для определенной социальной группы. Так называемый «лидер общественного мнения», за которым на выборы может пойти далекая от политики гламурная молодежь и поколение, взращенное на телепередачах «Дом2».

   ФОРУМ «ВАЛДАЙ»

  В этом году форум прошел под девизом «Созидательное разрушение: возникнет ли из конфликтов новый мировой порядок?». Ажиотаж к мероприятию пытались вызвать заранее. Песков ранее анонсировал, что на «Валдае» прозвучит очень важная речь президента: «Действительно готовится очень важное, традиционно интересное выступление на Валдайском форуме». Однако ничего, кроме слова «традиционное» к прозвучавшему не относится. Президент не только повторился во многих своих пассажах, но местами его речь даже отстала лет на двадцать. Да и звучала она как попытка оправдать себя и свой курс, выбелить то, что в историю войдет под меткой застойного российского десятилетия. Среди других пиар-трюков Форума было благоговение перед президентом. Ведущий форума Ф. Лукьянов не только напомнил фразу Шрёдера, что Путин — это «демократ чистой воды», но и назвал президента талисманом «Валдая». Хотя правильно было бы назвать Форум площадкой для пресс-конференции президента. Призывая президента идти на новый срок, он отметил — «Миру Вы нужны». И он прав. Миру нужна слабая Россия, с изможденным и вымирающим народом, с загубленной экономикой, с элитой, живущей за счет наживы от продажи природных ресурсов и мыслями, помыслами, финансами и всем естеством устремленная на Запад. Именно такой слабой Россия была, есть и будет под руководством Путина.

      ОТКРЫТИЕ ПРЕЗИДЕНТА

  Если вспомнить послания Ельцина Федеральному Собранию, то там ежегодно звучали утверждения, что локомотивом развития является научно-технический прогресс. Отставать в этом Россия не может, именно он и технологическая революция должны двигать страну вперед. Прошло 20 лет и ничего в публичном дискурсе не изменилось. Страна осталась все той же сырьевой державой, а ее президент все так же вещает о том, что технологическая революция будет определять мировую иерархию: «теперь другим важнейшим фактором, без всяких сомнений, становится научно-технологический, и его значение будет только усиливаться», «научно-технологический фактор приобретает универсальное политическое значение». Только к фразам о технологической революции добавились «роботизация, цифровизация», и опасения, что «не станет ли искусственный интеллект самостоятельным субъектом, независимым от нас».

Политические лица в России, как известно, люди страстные и увлекающиеся — то инноватизацией и модернизацией, то цифровизацией и искусственным интеллектом. Увлечется ли кто-нибудь реальным развитием России?

    ОПРАВДАТЕЛЬНЫЕ ПОСЫЛЫ

  Основное внимание президент уделил вопросам внешней политики, именно той части, которая связана с вопросами мировой безопасности и российско-американскими отношениями.

  Сквозной идеей выступления стало то, что Путин и его команда проводят единственно верную внешнеполитическую линию, в то время как остальные страны осуществляют политику двойных стандартов.

  Во-первых, Россия в Сирии борется с международным терроризмом и делает это чуть ли не в одиночку и на законных основаниях. После Крыма «законные основания» для Кремля выступают важным атрибутом: «Вместо того чтобы сообща выправлять ситуацию, нанести реальный удар по терроризму, а не имитировать борьбу с ним, некоторые наши коллеги делают всё, чтобы хаос в регионе стал перманентным». Пока Путин борется с терроризмом, остальные только имитируют эту борьбу. Но напомню, что Россия уже довела до того, что в Сирии хозяйничают турецкие войска и Израиль. А задачи в Сирии были «решены» еще весной 2016 года, но военная операция до сих пор идет.

 Во-вторых, Крым, приведший к санкциям и прочим мерам в отношении России, президентом был оправдан тем, что Европа традиционно проводит политику двойных стандартов. Примером служит Каталония, независимость которой не признали, и Косово, которое «провоцирует подобные процессы в других регионах Европы, да и в мире». Не Кремль виноват в изоляции, в санкциях, словно не было нарушения международного права в части принципа территориальной целостности Украины, словно не было российского следа на востоке Украины, во всем виноваты двойные стандарты: «двойные стандарты — вот ярчайший пример двойных стандартов — таят в себе серьёзную опасность для стабильного развития Европы и других континентов, для продвижения интеграционных процессов в мире».

 В-третьих, причиной ухудшения российско-европейских отношений является следование Европы за Америкой, притом нередко в ущерб собственным интересам. Именно Вашингтон стремится вытеснить Россию «с европейских рынков энергоносителей, заставить Европу перейти на более дорогой сжиженный газ из США», в то время как «диверсификация логистики экономически эффективна, выгодна Европе, служит укреплению её безопасности». В этом с президентом не поспоришь. Новый закон о санкциях США действительно направлен на то, чтобы потеснить Россию с европейского рынка. Да вот только не об интересах Европы ему нужно переживать, а о будущем России, которая только закрывает его многочисленными новыми трубопроводами, ориентирующими страну на экспорт энергоресурсов, а не развитие той передовой научной базы, о которой в стране могут только что поговорить.

  В-четвертых, отсутствие продвижения в нормализации российско-американских отношений продиктовано политикой самого Вашингтона. И это на фоне того, что по признанию Путина Россия шла на многочисленные уступки: США организовали «620 проверочных визитов, причём в святая святых российского ядерного оружейного комплекса», «США получили доступ на все совершенно секретные объекты Российской Федерации», на Уральском электрохимическом комбинате «американские специалисты каждый день ходили как бы на работу, да не как бы, а ходили на работу». Для сравнения, российские специалисты «посещали предприятия ядерно-оружейного комплекса США тоже, но только по приглашению и на условиях, определённых самой американской стороной». Россия полностью ликвидировала свое химоружие, «ведущие западные СМИ предпочли этот факт замолчать, не заметили».

    НА ТЕ ЖЕ ГРАБЛИ

   Удивительно, как российский лидер не проводит параллелей между двумя событиями. Сначала он рассказывает о процессе ликвидации химического оружия, указывая, что США как инициаторы этого процесса не исполняют своих обязательств, отодвинув сроки ликвидации с 2007 на 2023 год. И следом через несколько диалогов рассуждает на тему ликвидации ядерного оружия, указывая, что это возможно и «Россия хочет всеобщего ядерного разоружения и будет к этому стремиться». Тем самым, он дает зеленый свет Трампу, которой при вступлении в должность увязывал вопрос санкций именно с ликвидацией российского ядерного арсенала. Химическое в одностороннем порядке мы уже ликвидировали, заключили и исполняем множество ограничительных документов в одностороннем порядке, а теперь еще хотим избавиться в одностороннем порядке от оружия сдерживания и устрашения? Да может это и есть тот единственный фактор, почему Россия все еще цела. 

  Вспомним того же Фридмана, который предсказал геополитический распад России и высказал единственное опасение США — что будет с российским ядерным оружием?

  Да без него мы будем идеальной мишенью как для захвата территорий, так и для волны сепаратизма. Под это многострадальную Россию хочет напоследок своего правления подвести Путин? После нас хоть потоп — это все конечно лозунги современной политической элиты, но иногда стоит остановиться и подумать не о своих личных интересах, а о народе и стране. Так сказать, хоть одно благое дело сделать для Отечества. Уже сейчас видно, под каким оправданием путинская Россия будет сдавать советское ядерное наследие. Как заявил президент, «современные высокотехнологичные вооружённые силы стараются разработать и поставить на вооружение высокоточное оружие, по своей разрушительной силе приближающееся к ядерному; не ядерное, но приближающееся», «мы к этому будем готовы, внимательно наблюдая за тем, что происходит в мире, по мере того как у нашей страны будут появляться новые системы оружия в неядерном исполнении». После выборов президента не исключено, что Путин пойдет на долгожданную с Трампом сделку по санкциям, объясняя своему народу, что на смену ядерному оружию придет высокоточное, и страна будет так же защищена. А потом в очередной раз разведет руками и скажет: «а почему мы приостановили? Потому что американская сторона ничего не делает. Мы же не можем в одностороннем порядке всё это делать».