Дора Лазуркина: «Вчера я советовалась с Ильичём и он сказал: мне неприятно быть рядом со Сталиным"

 

Участница большевицкого подполья Дора Абрамовна Лазуркина родилась 25 апреля по ст. ст. (7 мая по нов. ст.) 1884 года в г. Новозыбкове, Черниговской губернии (ныне Брянская область), в небогатой еврейской семье, хорошее образование ей получить не удалось. Нравственного и патриотического воспитания она также не получила, и с раннего детства социал-демократы вовлекли Дору в антигосударственную подрывную работу. С 14 лет (с 1898 года) она уже выполняла различные их поручения. 
К 18-ти годам Дора Лазуркина становится опытной подпольщицей, а в 1902 году она вступает в члены РСДРП, тогда же получает от организованного бандподполья серьёзное задание. Она направляется в Одессу и в течение почти двух лет выполняет роль связной с заграничным бюро ЦК РСДРП. Там же, в Одессе, в 1903 году она получает партийную кличку «Соня», под которой она действовала почти до февральского переворота 1917 года. В 1905 году Лазуркина перебирается в г. Екатеринослав (впоследствии переименованный в г. Днепропетровск), где в качестве члена комитета РСДРП организует подрывную работу на предприятиях и учебных заведениях города. Тогда же она впервые была арестована, однако вскоре выпущена на свободу. 
В 1906 году Д.А. Лазуркина направляется в Петербург, а в 1907 году на некоторое время – в Москву. И здесь она ведёт подпольную работу, являясь членом Комитета РСДРП (большевицкого разлива), активным участником бунтов 1905-1907 годов. Позднее Лазуркина становится активной участницей большевистского переворота 1917 года. 
Летом 1918 года Дора Лазуркина назначается начальником дошкольного отдела наркомпроса в Петрограде. На этой должности Лазуркина находится около четырех лет, до 1922 года. Она работает невероятно активно, встречается с В.И. Ульяновым (Лениным), получает всестороннюю поддержку Н.К. Крупской.

В 1922 году переходит на партийную работу, избирается членом Петроградской областной партийной контрольной комиссии.  

Как старая большевичка, Дора Абрамовна Лазуркина была избрана делегатом XXII съезда КПСС с 4800 делегатами, который проходил с 17 по 31 октября 1961 года в Москве, в специально построенном на территории Кремля Дворце съездов. Делегаты заслушали отчётный доклад Н.С. Хрущева, приняли новый Устав КПСС и Программу, в которой, в частности, утверждалось, что «к 1980 году советский народ будет жить при коммунизме».Важным моментом в работе съезда стало дальнейшее осуждение культа Сталина.
Никто не ожидал ничего чрезвычайного, когда в предпоследний день XXII съезда КПСС 77-летняя большевичка Д.А. Лазуркина выходила на трибуну. Когда на съезде обсуждали вопрос о борьбе с последствиями культа личности Сталина, о переименовании городов, улиц и проспектов, о ликвидации памятников и выносе трупа Сталина из мавзолея, на стороне тех, кто это предложение внес, оказалась старая большевичка Дора Лазуркина, лично знавшая Ленина. На съезде она заявила буквально следующее: «Вчера я советовалась с Ильичём, будто бы он передо мной как живой стоял и сказал: мне неприятно быть рядом со Сталиным, который столько бед принес партии»[Стенографический отчёт, т. 3, с. 121], и предложила вынести нарушителя из грибницы Ленина.

Реакцией зала, как бесстрастно зафиксировала стенограмма, были «бурные, продолжительные аплодисменты». После этого на трибуну поднялся член Политбюро ЦК КПСС Н.В. Подгорный и зачитал проект постановления съезда: «Признать нецелесообразным дальнейшее сохранение в мавзолее саркофага с гробом И.В. Сталина». Предложение принимается единогласно. 
Решение съезда КПСС с 4800 отборными делегатами, было принято единогласно с одобрением и под влиянием рассказа старой большевички-медиума о своих спиритических контактов с Лениным и опубликовано в советской прессе.