Суть либерализма: коротко о главном.

На модерации Отложенный

Либерализм стал ругательством уже 100 лет назад. Идеология капитализма выработала наряду с требованиями свободы личности как главной ценности социума так же такие преувеличения этого тезиса, которые свели к абсурду те здравые принципы, которые легли в основу идеологии свободы, явившейся ответом на сдерживающие рамки феодального общества. В настоящее время либерализм означает капитализм, а так как капитализм нынче монополистический, то и либерализм нынче тоталитарный, диктаторский. Свобода перетекла в принуждение и тезис перешёл в антитезис, а проповедь свободы стала примером колоссальной лжи. О чём нам говорит вкратце философия либерализма?

1. Антропология - это учение о человеке. Либеральное трактование человека объявляет антропологический индивидуализм. Коллективное начало в природе человека объявляется враждебным личности и третируется как узурпация права на свободу. Такая узурпация требует в либерализме упразднения. Индивидуум является мерой всех вещей. Автоматически предполагается, что этот самый индивидуум самодостаточен, светел и безгрешен, а все его похотелки являются священными и неприкосновенными его правами, вплоть до открытого практикования любых извращений. Если нельзя, но очень хочется, то можно. 

2. Вера в прогресс, выраженный линейно по восходящей линии. Мир движется от ужасного прошлого к лучшему будущему, прошлое всегда "проклятое" и хуже настоящего, которое всегда "светлое". Этот либеральный тезис полностью вошёл в учение коммунистов, объявивших себя антитезой капитализма. Но отрицая капитализм как экономику, коммунизм не отверг либерализм в его философских основах. Более того - он состоялся на либеральном фундаменте, продолжив в преображённом виде начатую либералами проповедь свободы. Это противоречие между отрицанием либерализма и сохранением его ценностного базиса в виде главенства темы свободы создавало двойственность коммунистической философии, её некую шизофреническую расщепленность. Проповедь свободы в политической практике коммунизма требовала её ограничения не только в отношении к буржуазии, но и в отношении класса-победителя - пролетариата. Диктатура пролетариата перешла в диктатуру над пролетариатом. Заимствование либеральной философской основы с последующим её третированием сделало коммунизм производной философией от либерализма. Ограничение свободы во имя свободы не могло не разрушить коммунистическую идею, сводя её к абсурду. Именно абсурдом коммунизм уже понимался самим руководством советской компартии во второй половине ХХ века. Кризис мирового левого движения именно этим и обусловлен. Коммунизм в вопросе свободы оказался следующим в русле либеральной догматики, одновременно противореча ей. Такая противоречивость и вторичность не могла не привести коммунистическую идеологию к поражению в борьбе с либерализмом. После смерти Сталина это поражение нарастало и полностью оформилось как самоотрицание в перестройку, которую советское общество в большинстве своём активно поддержало. Это сейчас все задним умом умные, а тогда всё было иначе. 

3. Европоцентризм есть альфа и омега либерализма. Евро-американское общество понимается как стандарт остального человечества. Европоцентризм есть основа отрицания всякой национальной ценности неевропейских культур и отрицания их права на суверенитет, который в либерализме понимается как насильственно навязываемая архаика и лишение народа права на приобщение к истинной цивилизации прогресса. А поскольку кого-то удерживают насильно, то у удерживаемых возникает право на революцию и силовой слом любой государственности, препятствующей американизации местной культуры. Следовательно, активная внешняя поддержка всякой такой революции есть не грех, а добродетель и даже долг морально вменяемого сообщества носителей евро-американских ценностей. Любой суверенитет объявляется тиранией и властью реакции над порывом к свободе. Которая, как водится, приходит в виде голой бабы, освобождающей истомившиеся навязанным воздержанием массы от оков химеры совести. Мораль отменяется и заменяется правом. 

4. Технократия как основа либеральной концепции власти. Власть более не служение, а работа по найму. В качестве наиболее важных критериев развития взяты не мораль и справедливость, а техническое развитие, по которому можно судить о характере общества. Высокий уровень технического развития в глазах либерализма есть самоценность, которая оправдывает любую эксплуатацию и любую аморальность социальной системы. 

 

5. Экономика как судьба - вот главный стержень философии либерализма. Свободная рыночная экономика, где товаром становится всё, что пожелается освобождённым от всяких социальных комплексов человеком, является единственной нормативной экономической системой.

Борьба за такую экономику есть Миссия любого прогрессивного социума и индивида. Все остальные типы экономик должны быть либо реформированы, либо уничтожены. Тоталитарная принудительность рыночной экономики объявляется в либерализме ересью и подлежит умолчанию. 

6. Демократия, изначально понимаемая как власть большинства над меньшинством, в либерализме претерпевает радикальную трансформацию смысла и превращается в практику власти меньшинства над большинством, когда меньшинство защищает себя от  большинства, которое, как считает либерализм, всегда склонно к перерождению к тоталитаризм и коммунизм. Тоталитаризм либерализма находится в такой же степени за рамками его морали, как и тоталитаризм коммунизма. В принципе, любая идеология стремится к принудительной  всеобщности и полному охвату общества, то есть несёт в себе тоталитарность уже изначально. Это свойство не идеологии, а самого языка, на котором идеология изложена как логическая система, языка, который уже в своих конструкциях подлежащего и сказуемого непререкаемо принудителен, а значит тоталитарен. Нет ничего более тоталитарного, чем фраза "Мама мыла раму", ибо тут нет никакого пути оспорить данное утверждение, а уж фраза "Волга впадает в Каспийское море, а лошади любят овёс" - и вовсе чистейший образец тоталитаризма, так как не оставляет в своей авторитарной принудительности никакого иного предположения в самой конструкции фразы. Для оспаривания придётся конструировать другую фразу - такую же тоталитарную, но с противоположным смыслом: "Мама не мыла раму" или "Мама мыла не раму, а что-то другое", что тоже ущемляет право слышащего на свободу мысли. Математика вообще должна быть проклята либерализмом как заповедник принудительности мышления. Таким образом, любой силлогизм, любое утверждение априори тоталитарно, как тоталитарно любое мышление человека, оформленное в языке. Вот чистый пример логически безупречного сведения к абсурду любой идеи, в том числе идеи свободы и тоталитарности. 

Предвижу негодующие вопросы: а чего же пишущий добивается? К чему склоняет? Что предлагает взамен? Либерализм ему не нравится, значит автоматически должен прославляться или коммунизм, или что-то другое. Но идеология коммунизма, как и основанная на религии идеология феодализма автором так же критикуются. Где же выход? 

В том-то и дело, что автор не предлагает альтернатив, так как видит ущербность ЛЮБЫХ идейных конструкций. Идеология - это временный инструмент, которым решают сиюминутные задачи. Проходит время - и инструмент высвечивает свои противоположные свойства, что делает его непригодным к дальнейшему употреблению в новых условиях истории. Ничто не стоит на месте, всё видоизменяется, и кто не поспевает за изменениями, тот отстаёт от жизни и может даже пропасть как субъект бытия. Как пропали многие страны и цивилизации. Временны и преходящи любые формы сознания и бытия, каким являются идеологии и построенные на них государства.

Единственно постоянным является необходимость всё время думать и терпеть состояние неопределённости. Это самое тяжёлое дело, неопределённость - очень изматывающее стрессовое состояние. Человеку свойственно всячески уклоняться и избегать его. Но если это делать долго, можно проспать момент, когда способность к выживанию в рамках прежнего миропонимания исчерпана. Такой путь прошли многие идейные системы, теперь этим путём идёт либерализм. Победивший своих конкурентов из сферы религии и коммунизма, либерализм сам теперь побеждён призраками своих поверженных противников. 

Говорят, человечество в муках рождает новую идеологию, которая оформится лет через 30. Или 50. Возможно. В истории были периоды безвременья, длившегося намного дольше. Что-то придёт на смену умирающему либерализму. 

Но и это учение не будет всесильно, потому что не будет единственно верно. Куски истины непременно будут разбросаны и в других идейных системах. Отражая адекватно какие-то аспекты своего времени, другие аспекты новой системы взглядов неизбежно со временем будут подвержены эрозии. Любая система несёт в самой себе своё отрицание и причины своего исчезновения. Это неизбежно. Ни в чём человечеству не будет окончательного прибежища и утешения. Всё будет меняться и ускользать. 

И это главное, Нам надо принять это как то, что мы не можем изменить. Провожая либерализм на политическое кладбище, мы прежде всего должны научиться избегать соблазна легковерного восприятия всяких новых рецептов достижения исчерпывающего счастья на этой Земле. Увы, такое полагание есть незрелость и детская попытка спрятаться от правды жизни. Осознанное принятие этой истины называется у философов "Мужеством быть". 

Я желаю этого мужества всем своим современникам.