Хасидская притча

На модерации Отложенный Сегодня я познакомлю вас со следующей хасидской притчей "Что вопиешь ко Мне?":

Ребе Иаков Давид, главный судья раввинского суда в Кознице, старший ученик ребе Шломо Лейба из Лихны, как-то раз оказался в гостях у ребе Менахема Мендля из Коцка. Через некоторое время они заговорили о ребе Шломо.
— Я большой почитатель твоего учителя, — сказал ребе Менахем, — но кое-что в его учении мне непонятно.
— Не стану делать вид, будто могу сравниться с учителем, — заметил ребе Иаков Давид, — но, возможно, мне удастся объяснить тебе то, что тебя смущает. Ну, рассказывай, в чем дело.
— Прекрасно, — обрадовался ребе Менахем. — Итак, ребе Шломо постоянно обращается к Богу с просьбой, чтобы Он прислал Мессию. Верно?
— Совершенно верно. Мой наставник страстно надеется на скорый приход Мессии и освобождение евреев. Он, я думаю, одержим этой идеей больше, чем все мы вместе взятые.
— Вот-вот. Именно тут у меня и возникает вопрос: если твой ребе так жаждет прихода Мессии, почему он обращается к Богу? Пусть обратится к евреям и призовет их к тшува(1).
В конце концов, когда Моше раббейну воззвал к Господу на берегу Красного моря, Бог ответил: «Что ты вопиешь ко Мне? Скажи сынам Израиля!»(2)
Ребе Иаков Давид только молча улыбнулся.

1.
Тшува (иврит: букв, «поворот» — раскаяние.
Существует два вида раскаяния. Раскаяние, обусловленное страхом перед наказанием, смягчает жестокость наказания; раскаяние, обусловленное любовью к Богу, трансформирует грехи в добродетели, ибо эти грехи послужили толчком к раскаянию. Поэтому мудрецы учат: «Место того, кто грешит и раскаивается из любви к Богу, недоступно даже для святого, ни разу не грешившего» (бра-хот 34Ь).
2. Исход 14:15. Есть два вида веры. Люди верят в себя либо во внешние силы. В первом случае человек исходит из того, что спасение (искупление, освобождение, самореализация и т. д.) зависит от него самого. Во втором случае он полагает, что спасение — акт милости со стороны высших сил и мы не в состоянии достичь его самостоятельно. Что ближе к истине? Ребе Шломо Лейб склоняется к первому мнению, ребе Менахем Мендль — ко второму, а ребе Иаков Давид просто улыбается. Как главный судья, он научился понимать обе спорящие стороны, а в данном случае правы и ребе Шломо Лейб, и ребе Менахем Мендль. В конечном итоге, пробуждение — дар, однако получить этот дар нельзя без подготовки. Такая подготовка называется тшува, «обращение». Человек должен отвратиться от зла и обратиться к добру (Псалом 34:15). Совершить это можно лишь собственными силами. И тогда вступает в игру Высшая сила. Когда человек принимает решение измениться, Бог дарует ему перемены.