Президент устроит разбор пролетов

На модерации Отложенный Спорт, точно так же, как наука, армия или космос, является точкой средоточия государственной силы. И что бы там ни говорили о спортивных принципах, Олимпиада обязательно имеет политическое измерение. А наше выступление на ванкуверской Олимпиаде обязательно имеет внутриполитическое измерение. Да еще и особенно выпуклое в силу того, что нынешний свой олимпийский взгляд мы обращаем на следующую Олимпиаду, в которой хозяином будет Россия. И если нынешний провал в ряду предыдущих олимпийских провалов рисует нисходящую тенденцию, то не войдет ли сочинская Олимпиада вообще в штопор? А ведь она, если все же состоится, призвана стать триумфом национального лидера, который ее лично продавливал (ну, или тандема – это как они там договорились).

Провал не может быть подготовкой триумфа. Товарищи продавцы чебурашек не учли политической важности момента. Или учли, да не смогли управиться со своими задачами. Наверное, есть вина и спортсменов, и «лихих 90-х» (которые Тягачев объявил теперь еще и голодными), когда эти спортсмены созревали. Но других 90-х и других спортсменов у нас нет. И эти-то разбегáются, принося медали другим странам. А в Сочи должен быть триумф. Надо что-то предпринимать.

В последние пару дней поступило сразу несколько сигналов, предрекающих предстоящий шумный разбор пролетов. Во-первых, Дмитрий Медведев отказался ехать в Ванкувер в последние дни Олимпиады, хотя такие планы вроде были, и теперь, возможно, поедет только на закрытие. В окружении предположили, что он окончательно расстроен неудачным выступлением хоккеистов. Это большущий персональный сигнал Тягачеву и Мутко.
Любой аппаратчик скажет, что неприезд первого лица в подведомственное чиновнику хозяйство – это такая черная метка, которой можно сразу накрываться и уползать на пенсию. В лучшем случае.

Потом вдруг Госдума, вроде бы требовавшая спортивных функционеров на ковер, не включила их отчет в свой мартовский календарь. Некоторые СМИ поспешили увидеть в этом знак непотопляемости Тягачева. А я думаю, все как раз наоборот. Один знакомый губернатор учил меня кадровым премудростям: если решил с кем-то из подчиненных расставаться – какой смысл ругать его? Ругают тех, с кем планируют продолжить работу. Возможно, в Госдуме уже что-то знают, поэтому решили, что этих функционеров вызывать на ковер смысла уже нет.

Это всё сигналы. А есть еще и контекст. Президенту Медведеву нужны сильные решения, символизирующие свое, авторское наведение порядка. Перекройка округов, кадровые назначения на Северном Кавказе, реформа милиции – всё из этого ряда. Всё отвечает неким горячим запросам общества. Но и реформа милиции, и реформа управления Кавказом – проекты долгие, да еще и имеющие сильнейшее сопротивление материала. Объявить – объявлено, а эффект будет ли, когда будет, будет ли заметным – неизвестно.

В этом смысле спортивные функционеры – материал куда более благодатный. Ну, а общество, посмотрев по телевизору олимпийские избиения, горячо поддержит любой самый радикальный разгром спортивно-чебурашковой камарильи. Царский нагоняй боярам – любимое народное зрелище. Хоть какую-то чиновную клику разогнать с треском. МВД так просто не разгонишь, а вот спортивные – самые никчемные и безобидные. Их можно и с треском, с улюлюканием.

В общем, все звезды сошлись так, чтобы именно в спорте, именно сейчас, сразу после Ванкувера и с прицелом на святую цель 2014 года, такой разгром состоялся. Так что, сдается мне, продавцы чебурашек все-таки обречены. Уже несколько Олимпиад им удавалось выкручиваться, но не теперь.