Освобождение Киева.

Освобождение Киева белогвардейцами — пожалуй, одна из самых колоритных страниц гражданской войны. Взятие Киева — «матери городов русских» — имело огромное политическое значение для Белого движения. Деникинская пропаганда уверяла, что захват «первой столицы» предшествует захвату второй столицы — Москвы. Да и сам Киев был тесно связан с Белым делом и его героями — одним из главных идеологов Белого дела был киевлянин Василий Шульгин, в Киеве родился и вырос легендарный генерал Дроздовский, безсчётное количество офицеров всех Белых армий были выпускниками Киевского кадетского корпуса. В центре Киева, в доме №40 по улице Большой Житомирской жил когда-то Антон Иванович Деникин...
Сейчас Киев — столица независимого государства Украина. Но тогда это был русский город в Малороссии, часть Единой и Неделимой Российской империи, где жили русские люди и приход Белых был для них приходом освободителей, свергнувших кровавый гнёт красных палачей и вернувших законную справедливую власть. Это, кстати, признают и современные украинские публицисты:

Семимесячное пребывание белых оказалось последними закатными днями русского Киева. В отличие от хулиганской петлюровской и кровавой красной, это была наиболее интеллигентная власть, если такое определение вообще применимо к реалиям гражданской войны. Она не устраивала репрессий. Современники вспоминают, что попасть в контрразведку белых было совсем не то, что в лапы чекистов. Белые действительно старались разобраться, виноват ли перед ними человек, и охотно выпускали арестованных по ложным доносам. Зато именно в это время газета «Киевлянин» опубликовала списки расстрелянных ЧК перед бегством членов Клуба русских националистов. Почти половину из них составляли, как ни странно, типично «украинские» фамилии – Приступа, Бобырь, Гомоляка, Слинко. Эти люди искренне чувствовали себя русскими, за что и были убиты интернационалистами-большевиками. 


31 августа 1919 года в Киев вошли части Белой армии.

По свидетельствам очевидцев, киевляне в большинстве своем встретили белогвардейцев восторженно. Как и в Харькове, в ряды белых влилось немало молодежи. Среди них был и 16-летний выпускник Киевской гимназии доброволец Анатолий Александров — тот самый, который впоследствии создаст первую в мире атомную подводную лодку и будет руководить ядерными программами советского союза... А в 1919 году месте с белыми он участвовал в наступлении на Москву, ожесточенных боях под Орлом, пережил тяготы отступления и новороссийской эвакуации, участвовал в обороне Перекопа. Чудом этому человеку удалось бежать из красного плена и вырваться из Крыма, где хозяйничали Бела Кун и Розалия Землячка. Киев вместе с белыми покинул и Михаил Булгаков (поначалу в качестве военного врача, а потом воевал в составе 3-го Терского казачьего полка).
И только лишь всевозможным самостийникам, сепаратистам, анархистам и прочему порождению революционной смуты Белая власть в Киеве была как ком в горле — вместо того, чтобы воевать с общим врагом эти деятели предпочитали разбойные нападения на части Белых армий, чем только способствовали успехам красных, что в конечном счёте привело к победе ленинцев.

Итог всем известен — прелести коммунистической оккупации сполна познали и «украинскаясоветская социалистическая республика» и «ре-се-фе-се-ре». Но тогда, победной белой осенью 1919 года ещё был шанс отстоять единую великую Русь.

  • Киевляне записываются в белую Добровольческую армию