ИМЕНА БОГИНИ КОСМОПОЛИСА. АСТАРТА. ШЕХИНА

На модерации Отложенный

Боги и богини Древнего Ближнего Востока имели по несколько имён: одно собственное, другое – эпитет. Об истинном имени божественной сущности мало кто знал, так как оно давало над ней некоторую магическую власть. Поэтому мы можем считать и Шехину и Ашеру и Астарту именами одной богини глубокой древности, истинное имя которой и язык, на котором оно произносилось, (например, Инанна-Иштар на языке Элохим) нам не дано знать.

Тем не менее, с каждым именем Единой Богини связана определенная история, особенные атрибуты её власти, какие-то принципиальные сведения о её ментальности, характере и миссии.

АСТАРТА (Ашторет/Анат), по мифологии – дочь Ашеры (или её следующее воплощение), о которой я писал ранее.

В гелиопольской египетской мифологии, Астарта и Анат – дочери (а скорее – аспекты) великого «двойственного» Сета, имели воинственные атрибуты, подобно греческой Афине Палладе. У Астарты, которая была чрезвычайно популярна в Древнем Египте примерно в 12 в. до н.э., были собственные священнослужители, святилища и пророки, как и у Ашеры в Израиле.

Семантика имени Астарта (Ашторет) на древнеарамейском означает «чрево» или «плод чрева», «источник». В метафизическом плане, Исток – это Вечность, или Потенциал (любой) Проявленности. В этом отношении любое женское божество несёт в себе полярность жизни и смерти, любви и войны, нежности и жестокости. Богиня – это «древо жизни», корни которого – во тьме, а ветви - тянутся к свету.

Большинство археологических свидетельств об Астарте в земле Древнего Израиля были найдены в городе Кираф-Сефер (к югу от Хеврона), что значит «книжный город». Потом название сменилось на Давир, что есть библейское обозначение «свята святых Иерусалимского храма». Это предполагает, что в Давире находились храм или святилище, и город, как сказано, был дан «сынам Аарона-первосвященника» вместе с ещё восемью городами на территории Иудеи.

Иудейская Астарта называлась её поклонниками, а в основном - поклонницами «Царицей Небесной» и бедствия, происходившие во времена пророка Иеремии и реформ царя Иосии, евреи связывали не с отклонением от «курса Яхве», а с забвением культа Богини Неба (частью которого было выпекание пирожков, посвященных Астарте, что возможно стало прототипом культовых пирожков для причастия в раннем христианстве и «просфор» в Православии по сей день).

ШЕХИНА (sh’khinah) в Талмуде и каббале – это буквально присутствие внечувственного образа Б-га на земле в зримом и слышимом диапазоне волн, что несомненно относится к Иерусалимскому Храму на горе Сион, к его Святая Святых и Скинии Господа, в которые Он-Она, согласно Библии и Талмуду, спускалась в сияющем облаке своей славы, наполняя всё своей Любовью и Защитой.

В Библии Шехина упоминается в роли ипостаси, самостоятельной Сущности Творца – Хокмы (hokhma – Мудрость). В Книге Иова говорится, что Хокма выполняет только волю своего Истока, а в Книге притч Соломоновых утверждается (как и в апокрифической «Мудрости Соломона»), что она, Хокма, является парой, супругой Создателя со времён Первотворения.

В гностическом иудаизме, в лоне которого обрели своё рождение идеи христианства, именно Хокма-Шекина являлась той «росинкой света», которая наделяла человека духом жизни, а также одаряла пророческим даром семь лидеров еврейского народа от Моисея до Ездры (по числу планет).

Фактически, Мудрость, играя роль женского божества в иудаизме, относит нас к универсальной метафизической концепции Мировой Души (Anima Mundi).

Существует первоначальный древнееврейский текст Библии под названием Targum Onkelos. В нем говорится, что любое явление Бога постигается человеком через Шехину, что монументально проявилось в сопровождение Шехиной в столбе и облаке Света семьи Израиля в пустыне во время Исхода из Египта, в живом представительстве Яхве Шехиной в святилище Иерусалимского Храма (где она, по каббалистической версии являлась интегральным аспектом Святого Духа), а также в многовековом странствии Шехины с рассеянными по всему свету детьми своего избранного народа со времени разрушения второго Иерусалимского Храма.

По преданию, Шехина постоянно и содержательно общалась с Моисеем. Талмуд особенно подчеркивает всеприсутствие Шехины и её милосердие и утешительную роль по отношению к раскаявшимся грешникам и просто хорошим людям в общине Израиля, которую Она олицетворяет: «… с тем, чьё сердце разбито и дух сломлен, чьи уста редко роняют хотя бы слово, Шехина идёт рядом каждый день…» (рабби Акиба). Если благородные муж и жена живут в любви и взаимопомощи, Шехина живёт рядом с ними.

Шехина – Матронит, любящий аспект Бога, появится и в последние времена, во время битвы Гога и Магога, что свидетельствует о том, что Та, кто несет в себе чистый Источник Любви, обладает безграничной властью и силой.

Итак, в Единой Богине, мы видим проявленное сияние славы непроявленного Божества, надмирное влияние Истока на проистекающую из Него Жизнь, локализацию Любви, не имеющей пределов.

По преданию, Иисус Христос в конце времен явится на облаке Славы, подобно тому, как и вознесся на небо после своего распятия и воскресения. О присутствии Мудрости-Софии, Славы Божьей, в пространстве гностического христианства, имеет смысл рассказать далее.