Гегель как философ

 

Читать сложно, думать трудно. Комментарии пишите о чем угодно, только будьте вежливы. 

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) – немецкий объективный идеалист и спекулятивный метафизик, создатель идеалистической диалектики. Он утверждал, что мышление тождественно бытию, что целое - это Абсолют, и он духовен.  Он убежден в нереальности и в не истинности единичного: отдельные вещи существуют лишь постольку, поскольку они являются стороной целого. (Последнее действительно требует глубокого осмысления) 

В синтезе собственного становления дух «отчуждает», порождает «своё иное» – материю.  Развиваясь, материя порождает мыслящего человека. Человеческое сознание в свою очередь развиваясь воспроизводит стадии самопознания «мирового духа»,. сознание «восходит от абстрактного к конкретному». К полному, «истинному тождеству бытия и мышления». Каждая предыдущая ступень «отрицается» последующей и содержит в себе все предшествующие стадии в «снятом» виде. Но "История философии должна быть сравниваема не с галереей человеческих заблуждений, а с пантеоном божественных образов». Потому что философия якобы есть процесс самопознания Абсолютного духа, причем вершиной философии является его собственная гегелевская философия. 

Дух абсолютен в том смысле, что о нём абсолютно нечего сказать.  «В своей истине разум есть дух… он есть рассудочный разум или разумный рассудок». «Дух» выше разума и рассудка.

Он считал философию «духовной квинтэссенцией эпохи», поскольку «философия есть эпоха, схваченная в мысли», с чем можно было бы согласиться, если бы он не подразумевал под философией самопознание Абсолютного Духа, а под эпохой – ступень развития этого духа, где "мышление тождественно бытию".  Исток и тайну» своей философии Гегель изложил в ранней  (1807 год) работе «Феноменология духа» , в этой, как сказал Маркс, «гегелевской библии».

«Логика» Гегеля распадается на учение о Бытии, о Сущности и о Понятии. Каждый раздел состоит из триады: Бытие – Ничто – Становление. Гегель там пишет вовсе не о логике, а о трёх законах диалектики. Цель всего процесса развития Духа - достижение Абсолютной Истины.

Когда Гегель говорит: «Все действительное разумно, а все разумное – действительно» он имеет в виду развитие мирового духа, а не оправдание тех или иных событий. Ступени развития обусловлены его схемой, каждая ступень закономерна, она уже оправдана Абсолютом и в этом смысле разумна:   «Кишение произвола – мнимость, это есть свободное шествие мирового духа, и для достижения Истины он делает чудовищные затраты возникающих и гибнущих человеческих сил: он достаточно богат для такой затраты, у него достаточно народов и индивидуальностей». Мир у Гегеля распадается на чувственный и сверхчувственный, который есть «покоящееся царство законов» (!) С помощью постулата тождества бытия и мышления Гегель пытается взломать кантовскую «вещь в себе».

Итак, целое это абсолют, он духовен. «Абсолют есть чистое бытие», но без качеств он есть ничто, небытие. «Единство бытия и небытия есть становление». Мистическим образом рождается триада: бытие (тезис), ничто (антитезис) и становление (синтез).

Содержание триады разъясняется так: «противоречие снимает себя само через себя», «основание есть в самой себе сущая сущность», “сущность светится в самой себе видимостью” и т. п. ( См. Гегель. Наука логики. - Энциклопедия философских наук. М., 1974. Т.1. С.269 ). Вы что нибудь поняли из этого набора высокопарных слов? Обескураживает неопределенность терминов “имманентная пульсация самодвижения”, “доведенные до заострения противоречия”, “чистая сущность”, “погружение в основание” и т. д.

 Гегель думает, что в своем саморазвитии абсолютный дух в лице его философии, приходит к осознанию самого себя, потому что охватывает «все определения в их единстве» и получает результат, который, как скромно пишет Гегель, «известен мне, потому что я уже знаю целое». Им же и предопределен.

В самом деле, зачем что-то исследовать, если, с помощью спекулятивного умозрения можно придумать какое угодно «целое»! Биограф Гегеля вполне заслуженно назвал его «существом удивительно самодовольным». Гегель оправдывает все исторические события, все войны, все страдания и катастрофы, гулаги и освенцимы. Поступь мирового духа перемалывает судьбы миллионов. «Целое есть движущее проникновение индивидуальности и всеобщего». Для него существует заданная «поступь истории», которая идущего ведёт, а сопротивляющегося тащит. Поэтому Гегель - лютый враг открытого демократического общества. 

По мнению Гегеля «Религия – та форма сознания, в которой истина доступна всем людям, какова бы ни была степень их образования». Потому она и удобна правителям.  Но причем тут слово «истина»? Разве истина доступна любому вследствие тождества мышления и бытия? Оказывается потому что по его мнению философия тождественна религии, а религия есть область абсолютной истины. Значит и философия есть постижение абсолютного, «познание немирского»?

Это заявление человека, самодовольно мнящего, что он стоит на вершине абсолютного знания и «обладает истиной». Потому что история философии есть путь к Истине, на котором ни одна философская система не исчезает бесследно, а «сова Минервы  вылетает вечером». Поэтому и в его философии заключена мудрость предыдущих поколений, а значит вершина достигнута. Поэтому по его верноподданному мнению в прусском государстве и воплотилось совершенство государственного устройства. Удобная позиция...

Гегель сформулировал законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания.  В философии марксизма они получили материалистическую интерпретацию.  Центральное место у него занимала категория противоречия как раздвоение единого и единство противоположностей в понятии. Обратите внимание: в понятии! Но для Гегеля понятие и есть бытие! Так, разрабатывая идеалистическую диалектику Гегель создаёт жесткую метафизическую схему.

Энгельс верно отмечает: «Все эти три закона были развиты Гегелем на его идеалистический манер. Законы эти он не выводит из природы и истории, а навязывает последним свыше. Отсюда и вытекает вся вымученная и часто ужасная конструкция; мир – хочет он того или нет – должен сообразоваться с логической схемой, которая сама является лишь продуктом определенной ступени развития человеческого мышления».

Может в сфере естественнонаучного мышления гегелевская диалектическая логика может заменить бесплодную формальную? Каково его представление о природе?

В книге Гегеля «Философия природы» читаем: «Звук есть смена специфической внеположности материальных частей и её отрицания, - он есть только абстракция или, так сказать, только идеальная идеальность этой специфичности...» (§ 302).  ... И далее: «электричество – это собственный гнев, собственное бушевание тела, его гневная самость, которая проявляется в каждом теле когда его раздражают»…    - Совершеннейший бред.  Комментарии излишни.

В 1812 и 1816 годах Гегель издал ещё два тома с названием «Наука логики». Но ни науки ни логики там нет. Это вам не «Диалектика природы» Энгельса.  Это ступени становления абсолютного духа, по которым поднимается Истина как «согласие некоторого содержания с самим собой», а понятие понимается как «единство бытия и сущности». Значение формальной логики признаётся лишь на низшем, рассудочном уровне мыслительной деятельности. Будучи незнакомым с уже развивающейся в те годы математической логикой Гегель демонстрирует непонимание Аристотеля, отождествляя законы логики с метафизикой, понимаемой как противоположность диалектике. А затем надуманные им же формулировки критикует. Например, он полагает, что закон тождества в фомальной логике будто бы гласит «всё тождественно с собою», сводя его к мнемонической формуле А = А, якобы отрицающей развитие. То есть он делает чучело, а потом с ним же и «успешно» борется.  Ведь в логике речь идёт просто о требовании употреблять термин в одном в одном рассуждении в одном и том же значении, только и всего. 

Несостоятельна и его критика закона логики, запрещающего противоречия в суждениях.  Формальная логика запрещает противоречие в одном и том же рассуждении в одном и том же определённом смысле. То есть реальные разнонаправленные действия, тенденции или события следует описывать логически непротиворечиво, только и всего.

Гегель пытается изгнать формальную логику из области разума, допуская её лишь для рассудка домохозяки «в четырёх стенах».  И сам же допускает логические ошибки. «... здесь бессмысленная непоследовательность и начальственное разумение Гегеля становятся прямо-таки отвратительными». /Маркс К. Энгельс Ф. Соч., Т.1, С. 614./

В 1817 г. Гегель издал «Энциклопедию философских наук», в которой излагал краткую версию предыдущего двухтомника. За текстом двухтомника закрепилось название «Большая логика», за краткой версией - «Малая логика». Но на самом деле к логике эти приключения Духа отношения не имеют: Он пишет о том, что происходит восхождение Духа по ступеням осознания степени собственной универсальной свободы. А носителем и движущей силой исторического развития он полагал национальный дух, причем в каждую эпоху лишь одна нация выполняет миссию исторической и передовой. Все славянские народы он считал неполноценными, рабскими. «неисторическими». (Впрочем, это даже не его открытие, его предшественник Фихте тоже утверждал, что «германский народ избран Провидением, дабы занять высшее место в истории Вселенной»).

Вершиной развития государственности по Гегелю является прусская монархия и именно тевтонцы ведут мир к славным вершинам культуры: «Германский дух есть дух нового мира, цель которого заключается в осуществлении абсолютной истины как бесконечного осуществления свободы». (!!)  А свободу он понимает как право подчиняться необходимости. По Гегелю «Государство есть Божественная идея как она существует на земле», оно есть ступень развития абсолютного духа.

Следовательно, граждане по Гегелю существуют для государства, а не наоборот, как думал Кант и многие философы эпохи просвещения. Он пишет прямо: «Государство не подчиняется обычным моральным законам». 

Шопенгауэр позже заметил: «Если вы когда-либо собирались отупить ум молодого человека и сделать его мозги неспособными к какой-либо мысли вообще, то вы не смогли бы сделать это лучше, чем дать ему почитать Гегеля».

Ну что ж, молодые люди, возьмите да почитайте.  Ощутите: «Государство как действительность субстанциальной воли, которой оно обладает в возведенном в свою всеобщность особенном самосознании, есть в себе и для себя разумное. Это субстанциальное единство есть абсолютная, неподвижная самоцель, в которой свобода достигает своего высшего права, и эта самоцель обладает высшим правом по отношению к единичным людям, чья высшая обязанность состоит в том, чтобы быть членами государства». (Г. Гегель. Философия права. М., Мысль, 1990. С. 279). Только и остается сказать: «единица – вздор, единица – ноль»... Презрение к индивидуальности и высшее право только у государства.

Верноподданическая позиция Гегеля помогла ему стать пожизненным ректором Берлинского университета.

 Сторонник тоталитарного государства и «нового племенного духа», он считал войны неизбежными и полезными, так как они «помогают понять суету вещей и благ». Именно Гегель (а не Ницше) говорил о превосходстве германского духа. Поражение в Первой мировой и грабительский Версальский мир действительно настолько унизил Геманию, что не удивителен приход Гитлера к власти в результате демократических выборов. Германия видела своих врагов в лице международного финансового капитала и жаждала восстановления  целостности немецкого мира, Третьего Рейха.  

Как ни относиться к Гегелю одно бесспорно: разобравшись в его философии и её печальных последствиях можно лучше понять трудности эволюции человечества. 

Умер Гегель от холеры, случайно ею заразившись. 

 

В заключение - несколько изречений Гегеля. Не для того, чтобы согласиться, а для того чтобы поразмыслить:

«Философия есть современная ей эпоха, постигнутая в мышлении»

«Что человек делает, таков он и есть»

«Ни один человек не может быть героем для своего лакея. Не потому что герой - не герой, а потому что лакей - только лакей»

«Счастлив тот, кто устроил свое существование так, что оно соответствует особенностям его характера»

«Истина рождается как ересь и умирает как заблуждение»

«Религия – та форма сознания, в которой истина доступна всем людям, какова бы ни была степень их образования»

(В этом суждении Гегель говорит скорее как протестантский теолог)