Санкции потоку не помеха

Евросоюз официально капитулировал перед «Северным потоком-2». Чиновники ЕС не могут запретить строительство трубы. Еврокомиссар по конкуренции Маргарет Вестагер на пресс-конференции в Вильнюсе объявила о том, что у Европейского союза нет правовых оснований для остановки или блокирования реализации проекта «Северный поток-2».

 «Северный поток-2» предполагает строительство двух ниток газопровода общей мощностью в 55 миллиардов кубометров газа в год из России в Германию через Балтийское море. Труба пройдет через территориальные или исключительные экономические зоны нескольких стран вдоль берегов Балтийского моря, в том числе Финляндии, Швеции, Дании и Германии. В международных консультациях по проекту участвуют также Польша, Литва, Латвия и Эстония, которые выступают против строительства.

Председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер признал, что у них нет правовых возможностей преградить путь проекту.

Тем не менее, попытки помешать строительству «Северного потока-2» не прекращаются, и они обусловлены политическими целями.

Попытки распространить Третий энергетический пакет  на морской газопровод „Северный поток-2“, несмотря на то, что юридический департамент Евросоюза дал однозначно отрицательное заключение применимости Третьего энергетического пакета к морскому газопроводу, не прекращаются. За этим стоит одна простая политическая цель — разыгрывать украинскую карту.

21 сентября премьер Российской Федерации Дмитрий Медведев на встрече со своим финским коллегой Юхой Сипиля заявил, что США хотят «похоронить» проект «Северный поток-2» и продвинуть своих поставщиков, заместив Россию на газовом рынке Европы. По словам Медведева, Вашингтон противодействует строительству с помощью «всякого рода юридических решений, инструментов, санкций, оказывая двусмысленное воздействие на Европейский союз».

Последний санкционный пакет США, действительно, предусматривает запрет на финансирование российских газопроводных проектов на сумму более 10 миллионов долларов в год. Для проекта вроде «Северного потока-2», который оценивают в 9,5 миллиарда долларов, это мизерные цифры. Тем не менее, иностранные инвесторы не теряют интереса к газопроводу, хотя и ищут новые формы сотрудничества.

Если с привлечением денег и возникнут трудности, в крайнем случае, «Газпром» будет сам его финансировать, а партнеры по проекту будут заводить средства по каким-то буферным схемам, которые не попадают под санкции. В конечном итоге, финансирование будет продолжаться.

Тем более что в США все эти санкционные угрозы пока в рамках рассуждений. У Трампа есть возможность применить санкции, но он может ею и не воспользоваться. В этом плане все зависит от дальнейших переговоров Трампа с европейскими партнерами.