Генпрокуратура завела дела на медчиновников

На модерации Отложенный Генеральная прокуратура России выявила многочисленные нарушения законодательства в сфере закупок лекарств. Фото: РИА Новости

URL: http://bfm.ru

Более 18 тысяч нарушений в сфере госзакупок лекарственных средств и медицинского оборудования были выявлены Генпрокуратурой в ходе проверок, проведенных в российских регионах. Выяснилось, что чиновники практически повсеместно организовывали закупки лекарств у «своих» компаний и часто по явно завышенной цене. В результате возбуждено свыше 2,5 тысяч дел об административных правонарушениях, а также 15 уголовных дел, говорится в сообщении Генпрокуратуры.

В сообщении также отмечается, что были выявлены факты нарушений при проведении Минздравсоцразвития торгов, в частности, отсутствие контроля за исполнением обязательств по государственным контрактам и ненадлежащая организация претензионной работы с поставщиками-нарушителями. Генпрокуратура также уличила министерство в отсутствии надлежащего контроля качества препаратов и оборудования, поставляемых по результатам проведения торгов.

Помимо этого, «единой комиссией министерства по размещению заказов к участию в аукционе допускались лица, заявки которых не соответствовали требованиям документации об аукционе. Они же зачастую признавались победителями».

По результатам проверки в адрес министра здравоохранения и социального развития и и. о. руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития внесены представления.

Проверка также показала, что должностные лица практически повсеместно создают административные барьеры при проведении торгов, ограничивают конкуренцию, предоставляют привилегии отдельным хозяйствующим субъектам.

Как отмечается в сообщении Генпрокуратуры, во многих российских субъекта госконтракты заключаются без соблюдения процедур, установленных действующим законодательством. Кроме того, распространены случаи лоббирования интересов конкретных коммерческих организаций. При этом требованиям, указанным в технической документации, соответствуют только определенные импортные препараты, что не позволяет отечественным предприятиям, производящим их аналоги, принять участие в торгах.

Так, например, в Нижегородской области при проведении аукциона на поставку медицинского оборудования в техническое задание на поставку компьютерных томографов и рентгенодиагностических хирургических аппаратов включены требования, являющиеся уникальными для оборудования, произведенного Toshiba Medica (Япония).

Практически во всех регионах прокуроры установили факты участия в комиссиях по проведению торгов лиц, заинтересованных в результатах размещения заказа. Помимо этого, в ряде регионов в результате отсутствия порядка формирования максимальных цен государственных контрактов лекарства зачастую закупаются по завышенным ценам. Например, в Республики Коми при заключении министерством здравоохранения государственного контракта на поставку лекарственного средства «Бисакодил-Акри» закупочная цена препарата в 36 раз превысила рыночную.


Представители Генпрокуратуры не раз уже публично заявляли, что рынок государственных и муниципальных закупок является одним из самых коррумпированных. В частности, первый заместитель генерального прокурора РФ Александр Буксман признал, что одним из наиболее популярных способов исключения нежелательных участников из аукционов является предъявление к ним завышенных требований.

Отметим, что, по данным Росздравнадзора, цены на лекарства в 2009 году выросли в аптеках почти на 11%, в больницах — более чем на 16%. При этом ведомство было обеспокоено тем, что цены на лекарства в лечебно-профилактических учреждениях значительно превосходят цены на те же самые препараты в аптечных сетях. По мнению Росздравнадзора, система госзакупок лекарств в регионах работает неэффективно.

Напомним также, что Росздравнадзор и ФСТ не разрешат производителям лекарств поднимать цены на важнейшие препараты в 2010 году.

«Министр Татьяна Голикова также объясняла рост цен несовершенством проведения госзаказов, вернее, торгов по отбору победителей конкурса. Нарушения заключались в том, что победителями выходили совсем не те фирмы, которые подходят под критерии, установленные постановлением и реально имеющие возможность обеспечить отношение цена-качество. Все дело в коррупции», — поясняет профессор кафедры менеджмента и маркетинга фармации факультета повышения квалификации медицинских работников РУДН Ирина Косова.

Случаи завышения цен при госзакупках, по словам эксперта, происходят повсеместно. «Чем меньше стоимость товара, тем больше завышается цена, — рассказывает Ирина Косова. — Например, реальная себестоимость зеркальца, используемого в гинекологии, составляет 20 рублей, а лечебно-профилактическое учреждение закупает их по две тысячи. Гинекологическое кресло стоимостью две тысячи долларов, покупают за десять тысяч и т. д. Получается, что государство тратит очень много средств на то, чтобы кто-то получал за откаты большие прибыли».

Сегодня хоть и действует направленный на улучшение ситуации в этой области 94-й федеральный закон, но все равно ситуация в сфере госзакупок совершенно непрозрачна, соглашается ведущий аналитик центра маркетинговых исследований «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов. «В аукционную документацию прописывают дополнительные параметры, опции, которые четко определяют принадлежность того или иного препарата конкретному производителю, — говорит он. — Хотелось бы верить в то, что действия Генпрокураты возымели определенный положительный резонанс, и на выходе мы получили реально работающий закон со стандартами, которые устроили бы весь фармацевтический бизнес, вместо действующего сейчас квазиработающего закона».