Российское телевидение как производитель телебарахла

На модерации Отложенный

Почему премия ТЭФИ никому не интересна, кроме тех, кто ее раздает и получает? Потому что телевидение перестало быть интеллектуальным лидером, считает Александр Плющев.

Телезритель приставил к виску пульт от телевизора (карикатура)

 

Премия ТЭФИ - уже довольно давно событие лишь для небольшого круга людей, занятых в телевизионной отрасли. Некоторых лауреатов мы знаем в лицо или по фамилии, но вспомнить больше двух-трех человек, удостоенных статуэток Орфея в этом году, могут немногие. Не уверен, что находится и много желающих посмотреть церемонию вручения.

Александр Плющев

Александр Плющев

 

Наверняка подобный феномен есть и в других профессиях. Мы же не знаем "газовиков года" или обладателей условного золотого самолета среди пилотов гражданской авиации.

Но когда речь идет о людях публичных, тех, кто должны были бы быть если не всенародными любимцами, то уж точно самыми известными людьми страны, это немного странно. Тем более, мы же помним, что ТЭФИ знала лучшие времена, когда лауреаты были героями, а их программы - настоящими открытиями. Но назовите хоть одно телевизионное открытие последних лет, да еще чтобы оно не оказалось калькой с американского шоу?

Своей девальвацией премия обязана не только скандалам, которые время от времени сотрясали ответственные за ее вручение организации - сначала Академию российского телевидения, а теперь -Комитет индустриальных телепремий. Эти распри - лишь внешние проявления мощных процессов, происходящих с самим российским ТВ.

От"прощалок" Владимира Познера-к"распятому мальчику"

Перейдя в начале двухтысячных под полный контроль государства, федеральные телеканалы окончательно превратились в инструмент пропаганды и оболванивания. Все эти годы ситуация только усугублялась. Всякого рода "подмигивания" либеральной публике, вроде ночных кинопоказов с обсуждениями или знаменитых "прощалок" в программе Познера, только подчеркивали степень деградации телевидения.

За эти годы между телезрителями и владеющим телекомпаниями государством был реализован своего рода общественный договор. С одной стороны, государство получило монополию на освещение и трактовку общественно-политических событий, а также на их замалчивание в случае необходимости. Сюда же входят и так называемые стоп-листы - списки нежелательных персон. В свою очередь, в развлекательной части публика получила ток-шоу с чернухой-бытовухой и драками в прямом эфире, сериалы про любовь и деньги, танцы со звездами и любимое с советских времен фигурное катание.

Погоня за рейтингом стала оправданием для любой безвкусицы. Но, похоже, главная цель - максимальное снижение критичности зрителя. Между сватовством и анализами ДНК на отцовство отлично скармливается "восставший Донбасс", "распятый мальчик", "развратный Запад" и прочий информационный шлак.

Да и вообще давно замечено, что если люди до зрелищ не слишком взыскательны, то с ними и во всем остальном попроще.

Иван Ургант - последняя телелегенда

Неудивительно, что телевидение за эти годы перестало быть лидером интеллектуального и культурного развития. Я вовсе не о симфонических концертах и телеспектаклях - с этим отлично справляется канал "Россия К". Но больше нет программ, которые изменяли бы мироощущение зрителя, как это делали, например, "Тихий дом" или "Антропология". Удивительно, что до сих пор сохранились такие люди, как телекритики. Я им искренне сочувствую: наблюдать весь этот упадок и невозмутимо пытаться рассортировать бесчисленные сорта телебарахла - занятие крайне неблагодарное, и, боюсь, вредное для здоровья.

 

ТВ перестает производить людей-легенд. Из тех, кто появился в двухтысячные, на этот статус может претендовать разве что Иван Ургант. Мало отличимые друг от друга, а потому легко взаимозаменяемые мальчики и девочки заполнили выпуски новостей и "информационно-аналитических программ", ведущие ток-шоу - наоборот: штучные, яркие, отборные провокаторы и манипуляторы.

Интернет против ТВ

Далеко не все проблемы телевидения связаны с его нещадной эксплуатацией государством. Интернет наступает с каждым годом: сначала туда ушел думающий зритель, а потом потянулись и все остальные. Зачем быть привязанным к стационарному ящику в углу комнаты, если практически то же самое можно посмотреть когда и где угодно, хоть на телефоне.

Здесь телевидению приходится конкурировать с огромным количеством другого контента, как самодельного, так и все больше профессионального, но, в любом случае, не обремененного условностями форматов и эфирной политики каналов. Молодое поколение приходит в интернет, даже и не "заходя" перед этим в телевизор; у него уже свои кумиры, которые становятся популярными еще до первого появления на телеэкранах.

Интернет вряд ли стоит идеализировать: массовый вкус никуда не денешь, как и погоню производителей за тем же самым рейтингом - то есть просмотрами. В этом легко убедиться, последив за топом российского YouTube. Но одно то, что здесь периодически появляется что-то свежее, выстреливает что-то необъяснимо классное, вселяет надежду. С другой стороны, новой искренности, за которую мы так любили телевидение перестройки, больше и негде появиться, кроме как в интернете.

Церемония вручения ТЭФИ-2017 совпала с тридцатилетием программы "Взгляд" - революционного шоу на отечественном ТВ, и одновременно небольшой, но очень производительной кузницы кадров, откуда вышел и нынешний руководитель Первого канала. Технические и технологические возможности телевидения ушли далеко вперед, картинка стала на порядок ярче, четче и продуманнее, а вот творческий прогресс сменился деградацией. И все реже и реже какая-нибудь новая программа вызывала вопрос: "А что, так можно было?" Не столько идеологически - к появлению "Взгляда" уже дозволялось довольно много, - а именно творчески. К сегодняшнему телевидению не только этого - вообще никаких вопросов не возникает.