Как православному относиться к неправославному?
На модерации
Отложенный
– Как православный христианин (монах или мiрянин) должен относиться к неправославному человеку (еврею, мусульманину, римо-католику, протестанту и др.)?
–Этот вопрос содержит много подвопросов, и все они сводятся к одному, который диктует нам наше время, обремененное теоретическим и практическим экуменизмом, когда многие моральные и духовные установления ставятся под сомнение. Когда-то люди замышляли построить Вавилонскую Башню, но по Божией воле произошло смешение языков и разсеяние народов.
Сегодня опять многие желают возвести Башню объединенного христианства, но не во Христе – Истине, а на компромиссе между ложью и Истиной, светом и тьмой, Христом и велиаром, что приводит в смятение православных верующих и подрывает вечные моральные и духовные установления.
А экуменизм! Что это? Все это происки древнего исконного змия, называемого диаволом и сатаною (см.: Откр.12:9), который нашим прародителям предложил в Раю стать богами, но не с помощью Бога, а вопреки Ему, с помощью диавола. Так и сегодняшние экуменисты желают создать единство христиан, о котором Христос молился в Своей первосвященнической молитве (перед страданиями) (см.: Ин.17:21), но не на Истине и не в Истине, а на компромиссе, на лжи и лицемерии. Не на вере во все то, что Христос открыл людям во спасение и оставил в Церкви Своей, а на искажении всего, что в Церкви.
Такой проект выдумали протестанты, а все остальные к ним присоединились. К сожалению, в числе экуменистов есть и некоторые «православные» (епископы и священники), которые от теоретического экуменизма (разговоров и диалогов с неправославными) в большинстве своем перешли к практическому экуменизму, участвуя в общих молитвах и богослужениях, а где-то и в совместном Причащении. Все это привело к соблазну, смятению и разделению в Единой Церкви Христовой, Церкви Православной.
И в наше время (как это много раз было в истории Церкви) исполняются слова Христовы о том, что Церковь Его
врата ада не одолеют (Мф.16:18). И действительно,
во всякой Поместной Православной Церкви среди клира и народа есть те, которые не принимают отравы экуменизма, в каких бы обертках она не преподносилась и не предлагалась. Они есть и остаются
Церковью Бога Живаго, столпом и утверждением Истины. Такую Церковь действительно никакие врата ада не одолеют, ведь Истинен Тот, Который обещал это любящим Его.
Теперь можно ответить и на ваш вопрос:
«Как православному христианину следует относиться к неправославному человеку?» Как к своему тяжко болящему брату по телу.
Все мы от одного Адама, с болью, милостью и любовью. Чем сильнее брат болен, тем больше нуждается в любви.
Что касается человеческих отношений, земных насущных потребностей, – относитесь ко всем людям одинаково.
Всем нужно оказывать свое почтение, всем помогать в разных материальных затруднениях, быть готовыми положить душу свою за ближнего, невзирая на веру и другие различия, если нужно – отдать жизнь.
Это наука евангельская, это наука святоотеческая, это наука Церкви Православной (см. притчу о милостивом самарянине. Лк.10:25-37). Так и только так поступает истинный слуга Божий, ибо Господь повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф.5:45). Все это положено делать, оставаясь в биологическом поле – на уровне жизненных потребностей.
Между тем, когда вопрос касается веры Православной и нашего членства в Церкви Христовой, если возникают затруднения в общении с евреями, язычниками или атеистами, мусульманами, римо-католиками, протестантами и т.д., то все меняется коренным образом. Здесь
православный не смеет преступить границы веры своей, изменить установлениям Святых Отцов и мешать свою веру с чужой, вступать или соглашаться на компромисс, искать некие точки соприкосновения с инославными ради каких-то ложных целей. Это значит, что православный с неправославным не может иметь какого бы то ни было единства в вере, обрядности или молитве. Нельзя иметь совместную молитву. Об этом говорят многие святые каноны Православной Церкви.
Но можно и нужно о таких людях молиться, чтобы Господь просветил, умудрил и наставил их ко спасению на путь вступления в Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь, вне которой и без которой нет спасения. К молитве православных за неправославных нас должна призывать истинная к ним любовь. Ведь по словам святого отца Иустина Челийского,
только та любовь настоящая и истинная, которая обезпечивает ближнему жизнь вечную (спасение). Эту любовь проявляет Православная Святая Церковь, непрестанно молясь в своих святых молитвах «за все и вся». Например, в акафисте Иисусу Сладчайшему содержится моление о призвании еретиков к познанию Истины, о просвещении язычников, о покаянии грешников...
Но Церковь не имеет никакой силы или власти кого-то принуждать к единству в вере с ней, чтобы кто-то становился насильно Ее членом. Это противоречит любви.
Может ли православный входить в неправославное богослужение? Может ли православный присутствовать на неправославном обряде или собрании? Может ли молитвенно участвовать в нем? – Нет. Ни при каких условиях или обстоятельствах. Даже в случае принуждения. Тем бы он попрал канон Церкви Православной, и тогда прекратилось бы его членство в Церкви Христовой, поскольку такое действие отсекает человека от Церкви. Пусть ответ на этот жизненно важный вопрос послужит путеводителем в жизнь вечную, дабы современные православные не заблудились в многочисленных путях, ведущих в погибель вечную.
Епископ Рашко-Призренский и Косово-Метохийский Артемий, февраль 2010 г.
Комментарии
Решение проблемы есть! Не суть важно, какую религию Вы предпочитаете за правую. Важно соблюдать общечеловеческие законы, которые православная церковь нам называет семью заповедями Господними.
Комментарий удален модератором