О ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
На модерации
Отложенный
О ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИпроф. В. Ю. Троицкий
О патриотизме сегодня говорят люди разных убеждений и в основном -- благожелательно: мол, надо воспитывать патриотов, необходимо думать о патриотическом сознании. Да, ветер подул в ином направлении, чем тогда, когда чаще всего вспоминали о патриотизме, тенденциозно и вопреки предметному их смыслу, толкуя слова Семюэля Джонсона "патриотизм -- последнее прибежище негодяя".
И все же вопрос о патриотизме остается актуальным. Почему? Ведь мы имеем официально утвержденную программу патриотического воспитания, Концепцию защиты информационной безопасности России, подписанную Президентом в 2000 году, мы можем опереться и на то, что называется традицией. Почему же нам все-таки небесполезно и важно вновь и вновь заботиться о патриотизме?
Напомню, как у нас в школе говорят о нашей истории... То, что происходит в последние десятилетия с преподаванием истории, -- это откровенно и бессовестно антипатриотично. Ибо, все, что является негативом, -- здесь утверждается, а героические страницы истории России и русского народа исключаются или нивелируются. Никто, кроме людей враждебных (если говорить определительно и резко), такое сделать не может. Значит, существует антипатриотизм как установка. Чья установка? Обратимся к истории. Напомню слова Л. Троцкого: "Будь проклят патриотизм". Вот корень того, что потом старались развивать под предлогом "интернационализма" и что было наконец опровергнуто историей. Ибо без патриотизма нет ни государства, ни народа. Поэтому и был спешно выдуман "советский патриотизм".
Что заставляет нас вновь и вновь обращаться к теме патриотизма? Во-первых, окружает нас подчас антипатриотическая среда, а демократические средства массовой информации откровенно "работают" на антипатриотизм. Во-вторых, катастрофически сокращены программы наших школ по русскому языку, литературе, отечественной истории -- самым важным предметам, формирующим любовь к Отечеству. Это не дает возможности укрепиться в сознании нормальному миросозерцанию школьника, не дает возможности должным образом причаститься русской культуре.
Кроме того, мы испытываем страшную интервенцию антикультуры. Те крохи литературы, которые сейчас преподают в школе, те литературные программы, которые сейчас навязывают по "стандартам", лишены самых основных патриотических произведений, ранее входивших в число обязательных. В последнем стандарте изъяты как раз произведения, которые с наибольшей яркостью помогают раскрыться национальной самобытности, утверждают любовь к Отечеству и т. д. Из стандарта по литературе выведены основные русские народные сказки, произведения древнерусской литературы, катастрофически сокращено количество басен Крылова, нет Кольцова, бесстыдно "ужаты" Ф. Тютчев, А. Фет, Н. Некрасов, С. Есенин и т. д. И все это делается официальными людьми.
Приведу еще пример из педагогической сферы. Тут перед нами, так сказать, "маленький Троцкий". Один из руководителей отдела общего и дошкольного образования, совершенно чуждый русскому менталитету, г. А. М. Водянский, не так давно в выступлении на курсах для зам. директоров по воспитанию заявил: "Любовь к Родине там, где кусок жирнее". Именно это и сказал. Думаю, что такой человек, если он является чиновником страны, которая хочет утвердиться как самостоятельная держава, не соответствует своему месту. Значит, среди чиновников есть люди, которые не просто мешают воспитанию, но стоят на антипатриотических, а, значит, и на антипедагогических позициях.
Чем опасна такая точка зрения? А тем, что она связана с уничтожением духовного начала в человеке. Патриотизм -- это не "привычка". Это прежде всего то главное и сокровенное, что связывает человека с историей его страны, что заставляет его благоговейно относиться к Отчизне.
Патриотизм органически связан с осознанием исторического бытия народа, ибо Родина -- это не только сегодняшняя страна, но и вся ее история. История ее культуры, ее духовного становления во времени. Патриотизм -- это ощущение духовной связи с Отечеством; для нас -- с Россией. Это любовь к ее прошлому и настоящему, это надежда и вера в ее будущее.
Любовь и вера неразрывны с понятием патриотизма. А вера нашими СМИ разрушается постоянно и безнаказанно, хотя, если вдуматься, это действие направлено прямо на подрыв безопасности страны. И здесь я имею в виду не только хулиганские и оскорбительные заявления о патриотизме, циничные заголовки бульварных и полубульварных газет и рекламу, но и содержание иных телепередач с кощунственными названиями "Устарел ли Пушкин?", "Возможен ли русский язык без мата?" и т. п. Ведь все это ни больше ни меньше, как оскорбление святынь русского народа: литературный язык -- наша святыня; Пушкин -- наша святыня!.. Попробуйте задеть святыни другой национальности, кроме русских. Избави Бог! А русские слова в СМИ и рекламе можно непристойно изображать латиницей! Каково" Далеко метят враги наши! Почему возможно такое? Только потому, что власти этому не противятся: ясно, на чьей они стороне...
Итак, патриотизм -- явление духовное, он связан и с духовными традициями. Чем определяются наши духовные традиции? Конечно, Православием. Верит человек или не верит, это одно; но если он культурный человек, он должен понимать, что Православие -- это лоно, в котором выросла вся наша культура. Значит, даже неверующий не может быть патриотом, не признавая исторически определяющей роли Православия в истории России. Здесь нередко начинается спор такого рода: "Вы что, государственную религию утверждаете? Это нарушение демократизма". Господа-товарищи! Что же мы не ругаем Израиль? Там религия государственная и конституционная. И никто не спрашивает, почему? -- это внутреннее дело страны. Ибо есть у государства право устанавливать внутренние законы. Кстати, вовсе не обязательно. Чтобы религия у нас была государственной и конституционной. Но нам нечего бояться того, что мы будем жить и работать в лоне Православия, религии, которую исповедовали наши предки, строители России. Православие -- корень нашей истории. А неразумное отрубание корней, совершаемое разными способами в нашем образовании, и есть одна из причин, по которой мы вновь и вновь вынуждены ставить сегодня вопрос о патриотизме...
Нельзя забывать еще одну истину: всякий патриотизм национален. Есть нации, которые объединяют патриотические усилия многих народов. Положим, русский народ во время Великой Отечественной войны объединил патриотические усилия народов России. Воевали все. Объединяющей же силой был народ русский. И Сталин совершенно справедливо, ничуть не преувеличив его роль, сказал правду о ведущей роли русского народа. Эту правду сейчас пытаются замолчать. Более того. Повсеместно унижение русского народа. Это очень серьезно, ибо унижается народ, создавший нашу Родину.
Нынешние власти вычеркнули национальность из паспорта. Но свободный человек имеет право носить имя своего народа. Каждый вправе называться у нас не каким-то там россиянином, но иметь имя народа, к которому принадлежали его деды, прадеды и пращуры. И я хочу не только быть, но и называться тем, кто я есть, -- русским человеком. При любых условиях, и особенно тогда, когда мой народ унижен. Однако нас лишают возможности официально быть русскими. И это с очевидностью свидетельствует о том, что нами правят чужие. Но без возвращения народу, создавшему Россию, его имени и достоинства, мы не сможем добиться патриотического сознания в стране. Между тем в наше время остается реальностью -- постоянное и ненаказуемое поношение русского народа.
При лингвистическом анализе радио- и телепередач, как было установлено исследователями, слово "русский" тенденциозно употребляется в основном в связи с негативными явлениями. Это антирусская информационная политика. Это одно из основных направлений в информационно-психологической войне против России. Ибо политика -- это сосредоточенное выражение интересов. Таким образом средства массовой информации, унижая русский народ, защищают антирусские, антироссийские интересы. Так что мы пытаемся утверждать патриотизм в чужеродных условиях, во враждебной ему информационной среде.
Вопрос о патриотизме становится сегодня особенно актуальным, ибо без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности. Личность -- это человек, развившийся в лоне истории и культуры своего народа. Человек вне патриотизма -- это и человек вне истории, вне духовного бытия, т. е. человек, лишенный человеческих свойств. Значит, без патриотизма можно воспитать лишь получеловека, недочеловека. Итак, мы обсуждаем актуальнейшую тему, связанную непосредственно с защитой человека, и весь наш разговор по существу об этом.
Некоторое время назад в газете "Совершенно секретно" была помещена статья -- "Строить ли дачу, если всем хана?" В статье было показано, что подрыв нашей веры в будущее страны, в будущее народа есть очевидный, и реальный подрыв нашей энергии, наших сил. Ибо вера -- это энергия. Об этой энергии веры и энергетике веры необходимо постоянно помнить, когда мы ведем речь о человеке. При этом особое значение имеет вера, концентрирующая опыт и силу духа поколений в стремлении к Истине.
В названной статье автор обращает внимание на управляемое негативное воздействие на сознание масс сегодня. Он указывает на подбор подзаголовков в газетах: "Бандитское государство", "Страна дураков", "Царство пьяниц". Так сегодня называют Россию. Это не просто слова, это не только ложь. Это подрыв нашей веры, нашей силы, нашей жизнеспособности.
Чтобы спасти нашу жизнеспособность, наших детей, нашу страну, мы должны защищать то, что объединяет эту жизнеспособность, а именно -- патриотизм. И тут нам нечего стесняться чувства национального достоинства. Повторю: патриотизм невозможен без сознания национальности. А мы, русские, можем только гордиться, что наша национальная культура и наша религия никогда не грешили тем, что называется шовинизмом. Мы -- нация созидателей и содружества народов. Вспомним, когда в 12-м веке религии сталкивались с мечами, Феодосий Печерский говорил: "Своей веры крепко держись, а немчина, латынина... язычника от беды и смерти избавь, и мзды от Бога не лишишься". После 250-летнего татаро-монгольского ига у нас были сохранены традиции высокого уважения ко всем народам. Это отражено и в русских былинах. Отец Ильи Муромца наставляет его: "Не помысли злом на татарина, не убей в чистом поле крестьянина". "Я на добрые дела благословенье дам, а на злые дела благословенья нет".
Нам есть чем гордиться, окидывая взглядом прошлое нашего народа-созидателя. Сразу же оговорюсь, слово "гордиться" -- слово коварное, мы имеем в виду прежде всего -- национальное достоинство великороссов. Патриотизм, о котором мы говорим, -- настоящий, подлинный патриотизм -- неразрывно связан всегда с утверждением национального достоинства. Где есть подрыв национального достоинства теми и другими способами, -- там и подрыв патриотизма в целом, т. е. того, вокруг чего формируется человеческая личность. Наш патриотизм всегда был патриотизмом любвеобильным. Русские объединяли людей разных вер, защищали людей вне зависимости от их национальности. Мне рассказывали: когда во время фашистской оккупации расстреливали евреев, сердобольные русские матери, рискуя своими детьми, надевали крестики на шею еврейских детей. И сколько таких примеров!
Национализм, т. е. народность, -- это любовь к своему народу, это утверждение его национального достоинства, которое неразделимо с уважением к другим народам. Коварные журналисты начала ХХ века выдумали и насаждали извращенный смысл слова национализм, который до сих пор ещё сидит в сознании многих наших современников. Но словари, в том числе словарь Павлёнкова, отметил и эту коварную подстановку. Запомним же, националист -- это человек, истинно любящий свой народ и служащий ему. Это человек, утверждающий национальное достоинство. Наверно употреблять слово националист в отрицательном значении, ибо для этого существует другое слово: шовинист. Русскому националисту всякий шовинизм отвратителен и совершенно для него неприемлем.
Освободившись от ошибочных определений, мы сможем вникнуть в суть тех связей и отношений, которые лежат в основе истинного патриотизма и в конце концов избавиться от непонимания ситуации. Мы должны понять что созидательная суть патриотизма кое-кому не по вкусу. Между тем среди скрытых и явных противников патриотизма, конечно же, работать очень и очень непросто. Чтобы утвердить здесь верное направление, мы должны серьёзно заниматься разъяснением самых простых истин, объяснять основы понятий, отношений, которые нередко спутаны в сознании воспитателей, т. е. заниматься "ликбезом" среди учителей. Ведь учителя нередко должным образом не посвящены в проблемы, о которых я только сейчас говорил. Они не имеют достаточных знаний, не знают и необходимой литературы. Наконец, учебники, которыми они пользуются, иногда находятся в противоречии с задачей патриотического воспитания. Из них бывает изъято все, на чём может воспитываться патриотизм. Эти трудности я не преуменьшаю. Но не следует их и преувеличивать.
Задача воспитания патриотизма стоит перед каждым, кто любит свой народ, кто любит свою Родину. Мы должны преодолеть антипатриотические тенденции, которые все еще существуют в нашем образовании, иногда под предлогами самыми благовидными. Эти "благовидные предлоги" тоже нуждаются в рассмотрении. Итак, мы должны вести национальную просветительскую работу, которая поможет нам выйти из тяжелого антипатриотического помрачения, достаточно распространенного ныне среди школьников.
Примеры такого помрачения встречаются нередко. Подойдя недавно к маленькой группе школьников, играющих в карты и выражающихся непечатно, я упрекнул их в том, что они, русские, позорят свой язык и услышал от одного из них: "А я не русский и вообще русских нет..." Если даже один из многих русских мог так сказать, и ему не возразили присутствующие, это значит, что повреждение сознания затронуло массы молодежи. Если школьник мог сказать "а русских нет", значит успехи в утверждении антипатриотизма наследников Даллеса -- немалые. Ведь в программе Даллеса было точно определено намерение в отношении нас: "Мы сделаем из них космополитов". И делают. Мы же не должны недооценивать успехи разрушителей. Мы должны бдительно относиться к тем неверным (иногда просто по невежеству неверным) заявлениям, которые бытуют иногда в нашей школе, и содействовать широкому распространению патриотической литературы в помощь преподавателям.
Можно сколько угодно верно говорить о любви к Отечеству, но в сущности -- оставаться чуждым ей. Ибо любовь -- это прежде всего умение жертвовать во имя того, что любишь. Жертвовать многим, а иногда и жизнью. Тот, кто любит по-настоящему, -- жертвует с радостью, с ощущением исполненного долга. Повторив слова классика, скажем: любовь -- долг". И этот долг -- великое счастье. Родина дала нам счастье быть, знать достоинство нашего народа, она одарила нас несравненным языком, который вместил всё многообразие и все оттенки жизни и в здоровой и стройной чистоте литературной речи являет собой поистине чудо образного отражения мира. Разве можно забыть, что история наша исполнена примеров, достойных восхищения?
И все это обязывает нас защищать не только границы Отечества, но и его историческую память, и его великий язык. Да, мы должны защищать, хранить наследие Отечества и стремиться постоянно быть достойным его. А это -- великий труд. Без постоянного труда, вдохновленного мыслью о Родине, -- нет патриотизма, а может быть лишь мерцание, отблеск его. Любовь к Родине -- это самоотверженный труд. И наш долг учить этому молодое поколение.
Нельзя забывать, что патриотизм воспитывается в семье. Трудность здесь в том, что во многих нынешних семьях утрачено ощущение патриотизма. Как было раньше? Я помню своего отца. Он читает мне о Куликовском сражении, и я вижу на глазах у него слезы. Здесь было главное -- переживание и сочувствие родной истории. Это очень важно. Ныне же папы и мамы не стесняются ходить в рубашках, расцвеченных под американский флаг. Им следуют дети... Можно ли их винить? Виноваты мы. Ибо -- не помогаем молодёжи понять, что унижает наше достоинство, что неприлично в обездоленной, униженной, затоптанной России носить чужой флаг. Это -- духовное предательство. Как об этом сказать человеку с поврежденным сознанием? Итак, нужна немалая работа по восстановлению здорового национального сознания в семье.
К патриотизму нельзя призвать. Нужно медленно и серьезно воспитывать духовное начало в человеке. Тогда человек сам обратится к нему. Точно так нельзя заставить верить; нельзя просто привести в храм и сказать: вот тебе вера, верь. Патриотизм возникает через внутреннее побуждение человека, через сознание своей причастности к народу, Родине, и тем самым к человечеству. Поэтому прежде всего надо воспитывать личность. Повторю: без патриотизма нет личности. Без личности каждый превращается в получеловека, лишенного человеческого разумения жизни. Мы же хотим, чтобы школьники не потеряли человеческого разумения, чтобы все они были личностями. "Кого вы хотите воспитать? -- спросила меня однажды одна учительница, -- коммунистов или монархистов?" -- "Человека", -- ответил я. Ученик сам решит, кем он будет. Мы же должны преследовать единственную цель -- воспитать в нем человека, взрастить, укрепить духовное начало. А это невозможно без патриотизма. Поэтому сегодня патриотическое воспитание остаётся наиглавнейшей и благороднейшей нашей задачей.
Эту задачу мы решим успешно, если не будем забывать активной и коварной "работы" тех сил, которые пытаются уничтожить патриотизм, оскорбляют патриотическое чувство. Они действуют открыто, постоянно; это можно видеть каждый день, включая телевизор. И об этом нельзя забывать всем, обладающим национальным достоинством и любящим своё Отечество.
В. Ю. ТРОИЦКИЙ,
доктор филологических наук,
профессор, академик РНАН,
член комиссии по школьному образованию
Российской академии наук.
(Из выступления на заседании Общественного консультативного совета "Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества" при Департаменте образования г. Москвы).
Комментарии