Западные СМИ: Путина и Эрдогана заставляет дружить Сирия

На модерации Отложенный

Россия говорит, что сирийская война скоро закончится, - благодаря помощи Турции, комментирует визит Путина в Анкару Newsweek. Эрдоган неспроста "полюбил" Россию, отмечает Der Spiegel: он хочет продемонстрировать независимость Европе и США, но, прежде всего, надеется использовать Россию в своих интересах в Сирии. О "долгосрочной игре" Путина на Ближнем Востоке пишет The Washington Times.

"Владимир Путин сказал в четверг, что в результате переговоров с турецким президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом фактически созданы необходимые условия для прекращения войны в Сирии между противоборствующими группировками, которые они поддерживают, сообщает Том О'Коннор в Newsweek.

Журналист напоминает, что помощь России и Ирана дала возможность Асаду вернуть контроль над большей частью Сирии, несмотря на турецкое вторжение на стороне сирийских повстанцев. После того как сирийская армия вернула себе Алеппо в декабре 2016 года, Турция присоединилась к мирным переговорам в Астане под эгидой России и Ирана. Их результатом стало появление зон деэскалации.

Заинтересованность Турции в защите московского видения Сирии проистекает отчасти из того, что она отвергла поддерживаемые США "Демократические силы Сирии" (SDF), которые считает продолжением курдского националистического повстанческого движения, говорится в статье.

Россия похвалила сделанное сирийским правительством в четверг заявление, что оно готово к переговорам о большей курдской автономии, при этом Путин присоединился к Эрдогану и осудил Региональное правительство Курдистана на севере Ирака за решение устроить неоднозначный референдум о независимости, передает журналист.

После инцидента со сбитым у сирийско-турецкой границы российским самолетом, ледниковым периодом в двусторонних отношениях и последовавшими извинениями Эрдогана "российско-турецкие отношения претерпели удивительные метаморфозы", пишет в Der Spiegel Максимилиан Попп. Эрдоган ездит в Москву и называет своего российского коллегу "мой дорогой друг Владимир". И вот в Анкару поехал Путин - впервые за три года.

Если после инцидента с российским самолетом Барак Обама призывал стороны к деэскалации напряженности, то "после появившейся в начале сентября информации о том, что Анкара купила у Москвы ракетно-зенитный комплекс С-400, западные политики бьют тревогу. В Европе и США растет озабоченность в связи с тем, что Турция в принципе может отказаться от членства в альянсе", продолжает журналист.

Страны NATO недовольны авторитарным стилем Эрдогана, а президент Турции обвиняет партнеров по альянсу в поддержке врагов Анкары" - "Курдской рабочей партии" и сторонников Гюлена, передает Попп.

"Эрдоган форсирует сближение с Россией, прежде всего, из стратегических соображений. Он хочет продемонстрировать европейцам и американцам, что не зависит от их благосклонности: дескать, у Турции есть и другие партнеры. Кроме того, он полагает, что сотрудничество с Россией лучше всего служит интересам его страны в Сирии", - говорится в статье. Сейчас ему важнее всего не допустить формирования в Сирии курдского государства.

"Но сотрудничество между Путиным и Эрдоганом имеет ограничения, - отмечает Попп. - Позицию русских по курдам нельзя назвать однозначной. В Москве многие рассматривают курдские "Отряды народной самообороны" (YPG) как легитимного партнера в борьбе с исламистами в Сирии. Открытым остается вопрос о том, как будут проходить бои за территории на севере Сирии. Россия готовит крупномасштабное наступление на провинцию Идлиб, где некоторые группы сопротивления близки к Турции".

"В то время как США поглощены внутренними кризисами и противостоянием с Северной Кореей, Россия без особого шума отстаивает свое преимущество на поле битвы в Сирии, - пишет Карло Муньоз в газете The Washington Times. - Ряд все более дерзких российских и сирийских авиаударов по поддерживаемым США силам в последние дни - это первый шаг более широкого плана по поглощению американских опосредованных сил, борющихся с "Исламским государством"*, и усилению рычага влияния Москвы на формирование послевоенной ситуации".

Поддерживаемые Россией силы Асада в понедельник дали старт мощной артиллерийской атаке в восточной части Сирии, рядом с позициями "Демократических сил Сирии" (SDF) - альянса курдских и арабских вооруженных повстанцев, сражающихся с боевиками ИГ, говорится в статье.

"Русские прежде всего мотивированы желанием поддержать режим Асада", - сказал Джеймс Филлипс, эксперт из Heritage Foundation (Вашингтон). "Что их действительно интересует - не громить ИГ, а взять под контроль нефтегазовые месторождения в восточной части Сирии до того, как это смогут сделать союзники США", - считает он. Русские нанесли удар по отрядам SDF в понедельник вскоре после того, как те вернули под свой контроль газовое месторождение Коноко.

Однако недавние шаги России отражают куда более долгосрочную игру, в которую играет Москва на Ближнем Востоке, заявил изданию Филлипс: она пытается вбить клин между вооруженными повстанцами и их американскими командующими.

Переориентировать прокси-силы в Сирии с Америки на Россию всегда было частью региональной стратегии Москвы в стране, сказал изданию и другой аналитик - Кристофер Козак, специализирующийся на Сирии в Институте изучения проблем войны (Вашингтон).

"Россия действует так, чтобы поглотить поддерживаемые США силы на местах", когда "Исламское государство" будет побеждено в Сирии, сказал Козак. "В их понимании, наилучшая опция - это некое сближение режима [с SDF] и устранение США", - считает эксперт.

"Москва сочетает военное давление, которое она оказывает на SDF, с закулисной дипломатией, поощряя переговоры между курдскими элементами среди лидеров вооруженных повстанцев и высокопоставленными чиновниками сирийского режима", - говорится в статье.

После вытеснения ИГ, указывает Козак, в Сирии "будет непростой период, когда позиция США будет неустойчивой, и Россия с сирийским режимом занимают позицию, чтобы исчерпывающе использовать эту благоприятную возможность".